Международный круглый стол «Проблемы исследования Голодомора-геноцида и коммеморативные практики в Украине и мире» в Мемориале жертв Голодомора
21 ноября 2018 в помещении Национального музея «Мемориал жертв Голодомора» состоялся Международный круглый стол «Проблемы исследования Голодомора-геноцида и коммеморативные практики в Украине и мире» с участием ведущих зарубежных и украинских исследователей, политологов, юристов и общественных деятелей
В этом году внимание мирового и украинского сообщества приковано к теме памяти замученных голодом украинцев. Вместе с тем, год за годом, по мере удаления от событий, мы приближаемся к раскрытию их масштаба и сути. Наряду с новыми фактами, историческими интерпретациями и чрезвычайно актуальными заключениями судмедэкспертов и психологов, существует еще много дискуссионных вопросов. В частности, признание правительствами разных стран Голодомора 1932-1933 годов актом геноцида украинского народа, достойное почтение памяти о миллионах невинно убиенных, анализ достоверности советской официальной статистики, физический поиск и обнародование архивных материалов являются направлениями дальнейшей работы.
С приветственным словом перед участниками круглого стола выступила Генеральный директор Национального музея «Мемориал жертв Голодомора» Олеся Стасюк. Она отметила, что сегодня действительно есть много наработок по теме Голодомора-геноцида. Однако музей продолжает исследования, а также активно и разносторонне пытается донести правду всем гражданам Украины и иностранцам.
После приветственного слова, модератор мероприятия — политолог, кандидат исторических наук Владимир Наконечный предоставил слово гостям.
Президент Фонда Украинского Голодомора-Геноцида Николай Кочерга рассказал о мерах, которые организует Фонд в США. Он отметил, что украинцы, где бы они сегодня не проживали, чтят память убитых голодом братьев и сестер. Голодомор 1932-1933 годов был геноцидом украинцев и надо вести информационную войну с теми, кто еще в этом сомневается.
Историк и политолог Роман Сербин отметил, что термин «Голодомор» сужает понимание геноцида украинцев только к убийству голодом крестьян. Рафаэль Лемкин, автор термина и Конвенции ООН о преступлении геноцида, отрицал такое редукционное понимание геноцида украинцев. Лемкин рассматривал украинскую катастрофу тридцатых годов как этап строительства российской империи. И именно так это трактовал в своем эссе «Советский геноцид в Украине».
Профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, президент Ассоциации украинских юристов Василий Костицкий отметил, что сегодня в Украине продолжается гибридная война — продолжается разрушение украинской истории, украинской идентичности. Если юридически установлено, что Голодомор 1932-1933 годов был геноцидом украинского народа, то зачем дискутировать по поводу количества умерших? Количество умерших не влияет на подтверждение или отрицание факта геноцида. Необходимо продолжать исследовать механизм совершения преступления советским тоталитарным режимом.
В свою очередь, руководитель Центра международной защиты прав человека, доцент кафедры международного и европейского права факультета правовых наук Национального университета «Киево-Могилянская академия» Мирослава Антонович полностью согласилась с Василием Костицким и заметила, что убийство даже одного человека по национальному признаку — это геноцид. Геноцид — это серия аналогичных действий против нации. Основным признаком преступления геноцида является намерение. И даже если до сих пор не найдено ни одного документа, где было бы четко указано о намерениях, есть множество документов, из содержания которых можно вывести намерении убийства.
Полковник юстиции, возбудивший уголовное дело по факту совершения Голодомора-геноцида в 1932-1933 годах, Валерий Удовиченко, рассказал, как было возбуждено уголовное дело, сколько было собрано различных документов и проведено экспертиз.
Николай Герасименко, который руководил расследованием уголовного дела № 475 по факту совершения Голодомора-геноцида в 1932-1933 годах, выразил глубокое убеждение, что необходимо возбудить новое уголовное дело по выяснению количества умерших. И в дальнейшем, больше не обсуждать этот вопрос, а принять как факт, и смириться.
Виктор Скавроник — судья в отставке, в 2010 году рассмотревший уголовное дело по факту совершения Голодомора-геноцида в 1932-1933 годах, очертил три составляющие коллективной, социальной памяти о событиях во время Голодомора-геноцида 1932-1933 годов.
Владимир Сергийчук — доктор исторических наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой истории мирового украинства Киевского национального университета имени Тараса Шевченко подчеркнул важность разработки первичных документов о Голодоморе, которые хранятся в областных архивах. Историк отметил, что только через глубокий анализ таких документов можно дать точную оценку потерь украинской нации от Голодомора.
Андрей Кись — кандидат медицинских наук, эксперт высшего квалификационного класса, врач высшей категории, судебно-медицинский эксперт, подчеркнул важность междисциплинарных исследований Голодомора. Докладчик привел данные, показывающие спланированность Голодомора. Также, были приведены документы, которые свидетельствуют о проведении экспериментов медиками и психологами в Харькове в пик Голодомора.
Участники круглого стола поделились с коллегами профессиональными выводами относительно темы Голодомора-геноцида, обсудили дальнейшие направления исследований и конкретные шаги по разработке различных дискуссионных вопросов.