Горькая жатва

ГОД
  • Страна: Канада
  • Продюсер: Джордж Менделюк
  • Хронометраж: 103 хв.

«Горькая жатва» (англ. Bitter Harvest) — канадский фильм о истории любви в разгар Голодомора 1932–1933 годов. Кинолента стала первым англоязычным художественным фильмом о Голодоморе. В центре картины — любовная история Юрия и Натальи на фоне сталинского террора, репрессий, голода и борьбы за выживание. Кроме восстановления исторической правды, фильм должен помочь пониманию и сегодняшней Украины.

История героев близка и продюсеру, и режиссеру, и сценаристу — потомкам украинских эмигрантов. Прообраз главной героини фильма — мать режиссера. Спасаясь от голода, она пришла из Харькова во Львов в поисках хлеба и свободы. «Она рассказывала, как люди стояли ночами в очередях за хлебом и, чтобы не упасть от бессилия, опирались на стоявших впереди. А ее школьная подруга умерла от голода прямо во время уроков, сидя за партой», — рассказывает Джордж Менделюк.

Эта история любви, снятая в Украине, открывает миру одну из самых разрушительных страниц современной Европы. К звездному составу актеров входят также Барри Пеппер, Тамер Хассан и Теренс Штамп. Режиссер Джордж Менделюк написал сценарий вместе с Ричардом Бачинским-Гувером по оригинальной историей Бачинского-Гувера. Продюсеры фильма — Ян Игнатович, Стюарт Бейрд, Джордж Менделюк, Чада Баражер и Джей Газелей. Исполнительные продюсеры — Деннис Дэвидсон, Питер Д. Грейвс и Уильям Дж. Имерман. Исполнительный продюсер в Украине — Ричард Бачинский-Гувер. Компания «Roadside» выпустила фильм в США 24 февраля 2017 года.

Официальный сайт фильма.

О ПРОИЗВОДСТВЕ

Первый сценарист Ричард Бачинский-Гувер работал актером в телевизионных и художественных фильмах. Но его карьера в Канаде резко изменилась после того, как он посетил свою родину Украину. Вдохновленный своими путешествиями, Бачинский-Гувер заинтересовался рассказом о сталинском Голодоморе, политике искусственного голода, который уничтожил население Украины в начале 1930-х годов. Он несколько лет изучал польские, российские и украинские учебники истории, прежде чем писать первый проект сценария «Горького урожая».

В 2011 году Бачинский-Гувер обратился к торонтскому меценату Яну Игнатовичу с начальной версией сценария. «Я часто вижу интересные предложения, — рассказал Игнатович, известный в Канаде своей спонсорской деятельностью. — Ричард прислал мне сценарий, и он действительно меня поразил. Я никогда раньше не читал сценариев, поэтому попытался представить, как это будет выглядеть на большом экране».

Семья самого Игнатовича покинула Украину в конце 40-х, и он решил поискать дополнительную информацию. «Я обнаружил, что было несколько документальных лент и несколько интересных украиноязычных фильмов о Голодоморе, но ни одного — на английском языке, — отметил он. — Меня заинтриговала такая возможность. Я понял, как важно рассказать историю этого страшного геноцида голодом значительно более широкой мировой аудитории. Я хотел изобразить ее таким образом, чтобы коснуться человеческих чувств, чтобы аудитория могла почувствовать эмоционально то, что произошло в Украине.

«Ричард обращался к нескольким людям о финансировании проекта, но неудачно, — продолжает Игнатович. — Но фильм был слишком важным, чтобы его не снять. Поэтому я решил выступать единственным спонсором фильма, финансируя фильм целиком. Признавая необходимость дальнейшего редактирования сценария и привлечения команды профессионалов, мы связались с Джорджем Менделюком».

Как и Гувер и Игнатович, Менделюк вырос в Онтарио вместе с родителями-украинцами, эмигрировавшими из Европы в 40-х годах. Гувер и Менделюк раньше уже сотрудничали — Гувер исполнил небольшую роль в фильме «Богачи» (1999), режиссером которого был Менделюк. «Даже спустя годы, когда он обратился ко мне со своим сценарием о Голодоморе, я был рад присоединиться к проекту».

Исторические аспекты истории резонировали с личной историей Менделюка. Его мать-украинка пережила сталинский голод в начале 1930-х годов. Затем она встретилась со своим будущим мужем в Германии и убежала с молодым Джорджем в Канаду. Вдохновленный их опытом, Менделюк в сотрудничестве с Гувером переписал сценарий «Горького урожая», акцентируя на рассказе о вымышленногом романе между молодым художником и его женой. «История состоит из трех частей, — говорит он. — Главной темой, которую я развил дальше, было путешествие сельского мальчика, метаморфоза художника, который становится воином».

Летом 2013 года Менделюк обратился к опытному Чаду Баджеру, чтобы пригласить его присоединиться к проекту как продюсеру. «Он хотел найти человека, который уже снимал качественные фильмы с небольшим бюджетом, — говорит Баджер, который сначала неохотно брался снимать в Украине. — Я никогда не был в Украине и знал о ней очень мало, кроме того, что это была часть бывшего Советского Союза и там произошла Чернобыльская катастрофа. Но меня привлекла история. Как оказалось, я влюбился в страну и в конце познакомился со своей женой, украинкой, в Киеве».