Психология людей с нарушениями зрения
В рамках проекта «Прикосновение на память», который реализуется при поддержке Украинского культурного фонда, мы публикуем тезисы лекции Ольги Свет «Психология людей с нарушениями зрения».
Материалы предоставлены тифлопедагогом Ольгой Свет.
Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатка информации, дефицит, связанный с нарушением деятельности зрительного анализатора, а также влияние этого нарушения на психическое развитие людей с нарушением зрения.
Основными задачами современной тифлопсихологии являются:
1) изучение общих и специфических закономерностей психического развития лиц с глубокими нарушениями зрения, механизмов, обеспечивающих компенсацию слепоты и слабозорости;
2) изучение зависимости психического развития от степени, характера и времени возникновения нарушения зрительной функции;
3) выявление потенциальных возможностей лиц с нарушением зрения их способностей к преодолению отклонений в формировании психических процессов и личностных отклонений;
4) разработка психологических основ эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с недостатками зрительной функции;
5) создание психологического основания для целенаправленной образовательной, воспитательной, коррекционной работы на разных этапах социализации человека с глубокими нарушениями зрения;
6) разработка социально-психологических основ эффективной интеграции лиц с нарушениями зрения в общество.
Задача коррекционно-компенсаторных мероприятий — это воздействие на весь комплекс вторичных видхилнь и на вызвав их соматическое нарушение.
Биологическая компенсация — универсальная способность организма замещать нарушение или утрату определенных Функ.
Компенсация слепоты и слабозорости — биосоциальное явление, синтез действия биологических и социальных факторов.
Компенсация зависит от:
- конституционных особенностей человека (фенотипа);
- возраста человека;
- волевой установки;
- характера нарушения;
- вторичных нарушений;
- факторов внешней среды социальной среды.
Псевдокомпенсация — притворно приспособительные вредные образования как реакция на нежелательные взаимоотношения с реальностью.
Как поддержать внимание лиц с нарушениями зрения?
- Ставить контрольные вопросы по прослушанной информации.
- Материал подавать короткими содержательными блоками.
- Рассказ обязательно сопровождать тактильными предметами или макетами.
- В группе должно быть не более 10 детей.
Слуховые ощущения лиц с нарушениями зрения
Спешить при аудиодескрипции не стоит, зато необходимо дать время на осмотр тактильного элемента. Описывать предоставленный предмет следует слева направо. При необходимости вокруг предмета можно стать кругом. Нужно предоставлять максимальное количество тактильных примеров во время экскурсии (ткани, фигуры, формы).
Особенности проведения экскурсий для лиц с нарушением зрения:
- Должно быть 2 экскурсовода.
- Лучше записывать группы людей с нарушениями зрения на вторую половину дня.
- В первые 5–7 мин следует познакомиться с группой и дать ей отдохнуть.
- Полезно вручить каждому слушателю бейджик с именем и в дальнейшем обращаться к каждому посетителю по имени.
- Направления движения вправо / влево нужно указывать относительно слушателей.
- Посетителям необходимо сразу рассказать, где они находятся.
- Во время движения следует говорить, чтобы слушатели могли ориентироваться на голос экскурсовода.
- Желательно заранее пообщаться с учителем / сопровождающим группы, чтобы получить подробную информацию, например, сколько незрячих, сколько сопровождающих и т.д.
- Можно привлекать музейных сотрудников, которые могли бы при необходимости сопровождать незрячих.
- В Зале во время экскурсии для незрячих или слабовидящих детей должны быть только они, чтобы слушатели не отвлекались на других посетителей.