«Своя вышиванка — своя история»
Помню. Ношу. Храню.
«Cвоя вышиванка. Своя история» — это совместный проект Национального музея Голодомора-геноцида, крупнейшей платформы украинских брендов Все.Свои и клуба украинских иллюстраторов Pictoric.
Ко Дню музеев и Дня вышиванки в витринах демонстрируется настоящая одежда наших предков, которая в 1932–1933 годах фактически помогла им выжить. Так, например, они обменивали вышитую одежду на стакан муки или горсть фасоли или наоборот берегли ее несмотря на все и передавали следующему поколению как память об уцелевших.
Слоган проекта — «Помню. Ношу. Храню».
Вышиванка — не просто традиционная украинская одежда. Это — культурный код, месседж и источник информации о народе, который за свою тысячелетнюю историю пережил немало. Главная цель проекта — напомнить о важности истории Голодомора-геноцида, который имел целью не только уничтожение людей, но и угнетение украинской культуры, языка и традиций, а также исследовать феномен вышиванки в прошлом и настоящем.
«За всю историю наших витрин на Крещатике мы делали и социальные, и политические, и культурные коллаборации. Впервые в наших витринах — частица музея, которую визуально усилила команда иллюстраторов Pictoric. Вместе с Музеем Голодомора мы рассказываем о прошлом и настоящем вышиванки. Не носите старинные рубашки, не выбрасывайте их — отдайте их в музей, а для себя выберите современную вышиванку от локального бренда, которая начнет вашу личную историю», — говорит основательница проекта «Все. Свои» Анна Луковкина.
В рамках проекта витрины разделены на две части. В одной из них продемонстрированы аутентичные предметы украинской одежды из частных коллекций, а в другой — современные модели от украинских брендов. Фоном для одежды стали иллюстрации с украинскими традиционными орнаментами от Pictoric.
«Концепция проекту призывает украинцев исследовать истории своих семей, посещать Музей и передавать в него экспонаты, которые нам очень нужны. А также покупать вышиванки, возрождать популярность традиционной одежды. Команда музея верит, что о преступления нужно говорить так, чтобы никто никогда не позволил им повториться. В то же время мы хотим, чтобы о геноциде украинской нации говорили не только в ноябре, в День памяти, ведь, осознавая «вчера», мы можем обеспечить мирное и спокойное «завтра»», — отмечает генеральный директор Музея Голодомора Олеся Стасюк.
Путем сопоставления музейных экспонатов и современной одежды мы наглядно демонстрируем ценность и актуальность украинских традиций. В то же время это также поощряет нынешнее поколение беречь свои вышиванки, которые за сто лет также станут частью семейной истории.
«Одним из направлений деятельности Pictoric является развитие украинской культуры. Поэтому мы были рады присоединиться к коллаборации с Музеем Голодомора и Все.Свои. В витринах магазина можно увидеть динамику вышивки, увеличенной в сотни раз. Такой масштаб дает нам понять, что вышивка на одежде не теряет своей актуальности до сих пор. Это определенный код, символ национальности, который мы несем и которым гордимся, — говорит сокуратор Pictoric Елена Старанчук, — Благодаря этому прохожий сможет почувствовать, что каждый из нас творит свою историю».
Увидеть витрины, узнать больше о проекте и приобрести современные вышиванки можно по адресу Крещатик 27. Экспозиция будет доступна до 30 мая. Также специально ко Дню вышиванки, который отмечается в этом году 20 мая, во всех магазинах Все. Свои, а также на vsisvoi.ua, будет действовать скидка 20% на этнобренды при оплате картой Visa до 21 мая.