Одесса во время Голодомора: Музею передали уникальные письма
В 1973 году, разбирая старый дед дом, Александр Святомирович Харченко из села Свиридовка Лохвицкого района Полтавской области нашел за балкой сверток старых писем. Сначала он не придал им большого значения, однако впоследствии принялся перечитать.
Как выяснилось, письма написаны из города Одессы с 1931 до 1941 года и адресованы деду Александру Святомировичу – Исааку Антоновичу Харченко и его жене Анне Васильевне от ее родной сестры Надежды Васильевны Тарасенко.
На фото автор письма Надежда Васильевна Тарасенко
В одном из них 15 апреля 1931 года она пишет:
«Нам сейчас так плохо, что нельзя передать словами. Это нужно только видеть. Ведь мы сидим совершенно без хлеба и картофеля, по неделе не варим обед дома, берем в столовой, что дадут: какую-то чечевичную уху. О соли или какой-нибудь муке мы уже и не думаем, а только о хлебе. На четырех получаем три с половиной фунта в день, сахара – 7,5 фунтов в месяц и крупы 10 фунтов, ½ фунта мыла, а никакого масла – и это все наше питание из кооперации, а остальное приходится покупать на частном базаре, где ужасно все дорогое. Зарплаты не хватает, приходится продавать одежду, обувь, и, конечно, все лучшее… плохого никто не покупает».
Среди писем также есть копия письма (оригинал которого хранится в Лохвицком краеведческом музее) от неизвестного мужчины вероятно из Кубани, подписавшегося инициалами «К.И.Б.». Написанный текст карандашом на «конторской разграфленной бумаге»:
«1934 сентября 25 дня
Я прошлый год был целое лето опухший. Месяца два никуда не мог ходить на ногах (раны и течет из ран было вплоть до зимы). Весной пудов шесть, а может, и восемь иззов мяса конского дохлого, а люди нашей деревни ели собак, кошек, мышей, лягушек и даже мертвых людей. Мой брат Мусий тоже умер, многие дворы остались без души, по селу до двух тысяч умерло. Ну новостей много, да писать некогда. Если Вы богаты чем, то дайте и мне поддержу, главное картофелем или свеклой, а тут еще заставляют купить поросенка для богатства, кур двое купил и кота купил, а то бывшего съели люди.
До свидания. К.И.Б.».
Александр Святомирович Харченко любезно согласился передать эту находку в фонды Национального музея Голодомора-геноцида, за что мы выражаем огромную благодарность.
Платки, письма, вышиванки или партийные билеты, бытовые вещи и фото 1920-1930-х годов — все это может стать экспонатом Музея Голодомора и рассказать о геноциде украинцев по всему миру. Каждая вещь, которая имеет историю и память, бесценна, и ее стоит сохранить.
Если у вас есть вещи, связанные с Голодомором, расскажите о них, написав на почту [email protected]