Настоящая цена «украинизации»: почему большевики издавали книги на украинском?
Украинизация — политика коммунистического тоталитарного режима в 1920-1930-е годы, которая предусматривала привлечение украинцев к деятельности советских, партийных и общественных учреждений и организаций. Политика идеологически и пропагандистски влияла на общество через использование украинского языка.
«Свідомі» в сотрудничестве с Музеем Голодомора рассказывают о реальных причинах украинизации.
«Украинизация» была составной частью «коренизации», провозглашенной Российской коммунистической партией (большевиков) в 1923 году. Главной задачей советской «коренизации» в УССР было формирование лояльности к режиму, восприятие его как «своего». Такая политика, в том числе, должна была ослабить украинское национально-освободительное движение, которое представляло угрозу большевистскому режиму.
«Украинизация» охватила большинство сфер общественной жизни в УССР. Однако наибольших успехов добилась в сфере школьного образования и культуры.
«Украинизация» продвигалась и в направлении использования украинского языка в официально-деловом общении. Одной из ключевых задач была «украинизация» чиновников.
«Украинизация» проводилась и вне УССР, в частности в Курской и Воронежской областях, на Северном Кавказе, Северном Казахстане, Сибири и на Дальнем Востоке.
Такие шаги касались развития украинской литературы, искусства, образования и науки. В 1929 году около 92% детей в УССР посещали украиноязычные начальные школы. По состоянию на начало 1930-х, большинство газет и книг издавалось на украинском. В 1920-е годы часть интеллигенции, стремясь к развитию всего украинского, кое-где отвергала идеологическое наслоение и благодаря «украинизации» пыталась развивать современное образование, культуру и науку.
Такие про украинские процессы не входили в планы коммунистического режима и трактовались как «буржуазный национализм» и «петлюровская украинизация».
14 декабря 1932 вышло печально известное постановление «О хлебозаготовках на Украине, Северном Кавказе и в Западной области». Она ознаменовала завершение «украинизации», хотя формально ЦК КП(б)У должно было обеспечить «систематическое партийное руководство и контроль за проведением украинизации». Зато о Северном Кавказе, где по состоянию на 1932 год украинизация имела широкое распространение, в Постановлении формулировки звучали однозначно: «На Северном Кавказе делопроизводство советских и кооперативных органов украинизированных районов, а также все издаваемые газеты и журналы немедленно перевести с украинского на русский язык как более понятный для кубанцев, а также подготовить и к осени перевести преподавание в школах на русский язык».
Неслучайно новый этап наступления на украинский язык, образование и культуру совпал с изморением украинцев голодом. Уничтожение идентичности является одной из составляющих геноцида наряду с физическим убийством.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта Музея Голодомора и онлайн-медиа «Свідомі»