Встреча со свидетелем Голодомора Василием Цыбой
26 сентября 2018 в Национальном музее «Мемориал жертв Голодомора» состоялась встреча с человеком, пережившим Голодомор-геноцид. Василий Цыба родился в 1927 году в селе Райгородок, Коропского района, Черниговской области. С началом внедрения политики коллективизации, жизнь Василия и его семьи перевернулась. Семья была отнесена к середнякам (разделение общества в сельской местности в СССР). В 1930-м году его отец поехал на заработки в Россию. А в 1932 году семью выселили из их дома, конфисковав имущество. Василий был 5-летним ребенком, когда в его жизнь ворвался страх и голод. Он навсегда запомнил, как с двумя братьями ходил на охоту на хомяков: «Там две норы всегда у хомяка, то уже я на одной норе стою, а во вторую наливают воду, а я уже с кийочком, чтобы ударить».
После выселения семья искала убежища, уйдя в соседние села. Так они дошли до Десны. В одном из сел поселились в опустелом дома. Дедушка с бабушкой пошли по селу просить у людей пищевых продуктов для внуков. Бабушка получила узелок гречихи. Но сразу во двор ворвались комнезамы и забрали тот узелок. Ища спасения для детей, мать Василия Цыбы договорилась с односельчанином, который имел коня, чтобы последний отвез детей к ее отцу. Тогда мать с дедушкой продали в тогрсине серьги и кольца и купили муку. А папа Василия в это время из Ленинграда выслал сушеные сухари.
Позже отец выслал деньги, на которые дедушка купил козу. В большей степени, благодаря этому семья выжила. Иван Цыба, отец Василия, вернулся в Украину в 1934 году. Он забрал семью в Днепродзержинск (Каменское). Именно в этом городе семья нашла спасение — Иван устроился работать на металлургический завод, где выдавали обеды.
Однако не все члены семьи Цыбов выжили. Двоюродный дядя Степан Цыба был раскулачен и депортирован в Сибирь вместе с женой и новорожденным сыном. Ребенок умер в дороге. Супруги похоронило младенца на станции Хилок, неподалеку Байкала.
Василий Цыба поделился воспоминаниями, как с братьями собирали колоски на полях, которые постановлением от 7 августа 1932 были объявлены государственной собственностью. Это постановление жестоко наказывала за сбор колосков: заключения в концентрационные лагеря до 10 лет или расстрелом. Крестьяне назвали постановление «Закон о пяти колосках».
«Ну если поймают взрослого, то прямо в тюрьму, говорят, было. У нас посылали детей. Мы шли, один стоял на стреме, чтоб смотреть из деревни, когда будет всадник ехать (они объезд делали, гоняли), то чтоб звук давать. Мы где-то в кустах или в ровах прятались, чтобы не видно было. Вот так мы это собирали колоски, обязательно собирали, иначе нельзя было и прожить», — вспоминает Василий Цыба.
На встрече присутствовали туристы из Швейцарии. Гости впервые посетили Мемориал жертв Голодомора. И впервые услышали историю геноцида украинской нации 1932-1933 годов. Они были смущены тем фактом, что в Швейцарии ничего неизвестно об этом геноциде. Посетители имели возможность услышать эту историю со слов очевидца и пострадавшего от Голодомора и пообщаться с ним.