Почему Голодомор является геноцидом в соответствии с Конвенцией ООН: о «Красном голоде» Энн Эпплбаум
Статья Джеймса Оливера
Соотвествует ли искусственный Большой Голод в Украине, управляемый Кремлем, критериям геноцида? Джеймс Оливер утверждает в своем обзоре на новую книгу призера Пулитцеровской премии Энн Эпплбаум «Красный голод: война Сталина в Украине», безусловно да.
Он отмечает, что заслугой книги является возвращение к оригинальному понятию «геноцид» как политики, направленной на уничтожение социальных связей, особенно солидарности, в рамках группы, а не только физическое уничтожение ее членов. Оливер убежден, что именно это делал сталинский режим с украинцами в 1930-х годах.
В период с 1932-33, Сталин стремился стереть саму концепцию независимой Украины, нацеливаясь на ее крестьянство и лидеров. Во многих смыслах Ленин и Сталин продолжали традиции царской империи, стремясь отрицать украинцев, их собственную идентичность, историю, язык и культуру.
Однако продолжение Сталиным этой традиции оказалось гораздо более смертоносным, чем что-либо, когда-то начатое царем. По меньшей мере 4 миллиона (возможно, до 7000000) украинцев погибли во время преднамеренного геноцида, где голодания, террор и депортация были главным выбраным оружием для сталинского режима. В течение десятилетий реалии Голодомора были и остаются покрытыми Кремлем сознательным сплоченным туманом дезинформации, сфабрикованным еще самим Сталиным. Это отразилось не только в подлых репортажах Вольтера Дюранти в Нью-Йорк Таймс, но и на многочисленных просоветских лакеях, которые неоднократно атаковали и унижали кого-то из украинской диаспоры, которые говорили о Голодоморе, и таких храбрых журналистов, как Гарет Джонс, Малкольм Маггеридж и Риа Клайман, которые в то время сообщали о советском геноциде против украинского народа.
Новая книга Энн Эпплбаум «Красный Голод: война Сталина в Украине» является одновременно оправданием того, что увидели Джонс, Маггеридж и Климан, и очевидцев, которые дают свои показания, а также дисквалификацией апологетов Сталина. Она ставит Голодомор в контекст украинской истории. Это важно читать, хотя и не легко, поскольку ее главы о пике голода настолько же мрачные, как и просветительские.
Однако, существует одна проблема: несколько обзоров книг (в частности, обзор Шейлы Фицпатрик в «Гардиан») оставили определенную путаницу относительно того, какова позиция Энн Эпплбаум по геноцидной составляющей Голодомора, и какие критерии она использует. Учитывая это, следует кратко изложить ее аргументы, по которым уже вам решать.
Книга Эпплбаум делает очень ясным тот факт, что голод не является результатом плохой погоды, ни неурожая, ни даже принудительной коллективизации, хотя она утверждает, что ее хаотичное внедрение помогло создать условия для подготовки к голоду. Но основные причины голода, как она утверждает, — все же были искусственными, например принудительная конфискация всей еды из домов украинских крестьян, «черные доски» и «блокады дорог».
Как отметил профессор Роман Сербин неоднократно, хотя голод является, пожалуй, самым заметным аспектом 1932-33 годов, это не вся история геноцида украинской нации. Она была переплетена с уничтожением украинских ученых, религиозных деятелей, писателей, художников — тех, которые могли бы быть названы частью украинской культурной элиты.
Сталин, пишет Эпплбаум в своих выводах, не собирался убить всех украинцевх … но он пытался физически ликвидировать наиболее активных украинцев как в сельской местности, так и в городах. Он понимал последствия как голода, так и волн массовых арестов в Украине, когда это происходило. Так сделали и ближайшие к нему люди, в том числе ведущие украинские коммунисты.
Голодомор состоялся до того, как было официально введено слово «геноцид». Мы связываем изобретение слова с еврейским адвокатом Рафаэль Лемкиным, который имел вдохновение создать слово «геноцид» (греческое «генос» означает расу или нацию, а с латыни «cide» означает убийство), основанное на истории его родного Львова и событий Второй мировой войны вместе с тем, что пришлось вытерпеть армянам в Первой мировой войне.
«Вообще говоря, — писал Лемкин в своей работе «Правило оси в оккупированной Европе», геноцид не обязательно означает немедленное уничтожение нации, за исключением случаев массовых убийств всех членов нации. Он предназначен, скорее, обозначить скоординированный план различных действий, направленных на уничтожение основ жизни национальных групп, с целью уничтожения самих групп.
Целями такого плана будут распад политических и социальных институтов, культуры, языка, национальных чувств, религии и экономического существования национальных групп, разрушение личной безопасности, свободы, здоровья, достоинства и даже жизни людей, принадлежащих к этим группам.
Геноцид направлен против национальной группы как субъекта, а меры направлены против отдельных лиц, не как личностей, а как членов национальной группы».
Лемкин применил это понимание геноцида к процессу советизации в Украине и украинскому голоду. Если вы не читали его эссе в 1953 году «Советский геноцид в Украине», я призываю вас остановиться здесь и сделать это. Эпплбаум также вспоминает Лемкина и пишет, что хотя концепция и осталась в мыслях мыслителей, таких, как он, «сейчас не будет служить аргументом; по определению Лемкина, Голодомор был геноцидом, поскольку это наиболее интуитивное понимание этого слова. Но концепция геноцида стала частью международного права в другом контексте ».
Советский Союз приложил руку к созданию Конвенции ООН о предупреждении и наказании преступления геноцида. Эпплбаум пишет, что документы ООН предусматривают, что геноцид означает «физическую ликвидацию всей этнической группы» способом, подобным Холокосту, и при этом строгом смысле Голодомор не квалифицируется как геноцид, поскольку «голод не был попыткой ликвидировать каждого украинца».
Это правда, что СССР лоббировал изъятия концепции уничтожения политических групп как геноцида с окончательных документов ООН, поскольку при таких условиях попытки Советского Союза уничтожить так называемых «кулаков» могли бы квалифицироваться геноцидом и послевоенный СССР пытался изобразить, что только нацизм и подобные идеологии могут осуществлять геноцид (маскировки советских зверств и геноцидов все еще сохраняется).
Но здесь нельзя не согласиться с Эпплбаум. Статья 2 окончательного документа ООН, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, предусматривает:
В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: a) убийство членов такой группы; b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
Даже если вы согласны с тем, что определение ООН является несколько ограниченным, вы все еще можете утверждать, что то, что Сталин сделал с украинским народом, по-прежнему соответствует этим критериям, особенно если вы примете во внимание позицию Лемкина.