Детям о Голодоморе. Советы родителям ко Дню защиты детей

Новости 1 июня 2020

К Международному дню защиты детей образовательная команда Музея Голодомора подготовила серию советов о том, как правильно подавать тему Голодомора детям

Рассказывать или нет?

Часто родители задают себе этот вопрос, ведь история Голодомора – одна из самых трагических и тяжелых для объяснения страниц истории Украины. Основные доводы родителей, которые обходят тему Голодомора: «сложная тема», «травма для детей», «слишком рано», «когда-то узнают», «это было давно».

О Голодоморе дети узнают в любом случае. Это может произойти в школе, во время разговора между взрослыми, просмотра фильма или на страницах книги. Но каким будет это первое знакомство? Попадет ли ребенок на материал, который он не сможет самостоятельно осмыслить? Психологи доказывают, что травматические темы детям следует обсуждать со взрослыми, которым они доверяют. В большинстве случаев, конечно, это родители. Мама и папа – это люди, проявляющие любовь и заботу, рядом с ними ребенок чувствует себя в безопасности. Родители, в свою очередь, часто пытаются уберечь детей от негативных эмоций и поэтому замалчивают темы, связанные с преступлениями, смертью и скорбью. Будет ли это полезно для ребенка? Специалисты убеждают взрослых не избегать таких разговоров и не откладывать их на потом, а подготовиться, создать спокойную атмосферу, контролировать эмоции и подбирать простые слова для объяснений.

 

 

Так как же рассказывать детям о Голодоморе?

Сначала следует установить некоторые маркеры, например, определить табу.

Не рекомендуем:

– показывать фотографии украинцев, убитых голодом;

– рассказывать о физических и моральных страданиях голодающих;

– обсуждать каннибализм и другие подобные ситуации, имевшие место во время Голодомора;

– просматривать документальные фильмы и художественные фильмы о Голодоморе, рассчитанные на взрослую аудиторию.

С чего начать?

Разговор о Голодоморе лучше начать с составления семейного дерева.

Расскажите о жизни старших членов семьи – ваших родителей. Потом перейдите к рассказу о прадедушках и прабабушках. Укажите место их проживания, вид деятельности, семейные традиции и интересные факты из их биографии. Хорошо, когда свой рассказ вы сможете сопровождать соответствующими семейными фото. Так можно дойти до поколения, жившего во время Голодомора. Личные истории (воспоминания) легко воспринимать, особенно если это рассказ о собственной семье.

Скачать шаблон семейного дерева от Музея Голодомора вы можете по ссылке.

Понятно, что о событиях почти 90-летней давности много украинцев вовсе не сохранили семейных воспоминаний. Также 7 современных областей Украины (Закарпатская, Черновицкая, Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская, Волынская и Ривненская) не входили в состав СССР, поэтому там Голодомора не было.

Как поступить тогда?

Музей Голодомора-геноцида создал онлайн-ресурс, где собраны истории очевидцев Голодомора 1932–1933 годов. Здесь вы можете найти воспоминания людей, проживавших во время Голодомора в вашей местности. Страница «Свидетельства» содержит видео- и аудиосвидетельства, фото и оцифрованные текстовые рассказы. Советуем вам ознакомиться с этими историями, а потом предложить ребенку посмотреть видео или рассказать историю очевидца Голодомора. Стоит учесть, что дети часто не знают, как жили украинцы в 1930-х годах, поэтому у них возникнет много вопросов. Не нужно стесняться, если вы не будете знать ответов на них. Скажите, что вы узнаете их вместе.

Какие моменты следует объяснить?

Во-первых, нужно рассказать, что в 1932–1933 годах украинский народ не имел собственного государства, несмотря на то, что было много попыток его создать и при Богдане Хмельницком, ипри Иване Мазепе. А 100 лет назад (1917–1920 гг.) Украина возобновила государственность — провозгласила Украинскую Народную Республику, которую признали многие европейские страны. Но произошла агрессия со стороны России — русские войска захватили украинскую территорию (как сегодня — Крым и часть Донбасса). Впоследствии вся Украина, кроме семи современных западных областей, было оккупирована и оказалась в составе новосозданного Россией Советского Союза со столицей в Москве. Руководили страной коммунисты, а возглавлял государство Сталин. Преступление Голодомора организовали именно они.

Во-вторых, следует объяснить, что украинцы и дальше стремились быть хозяевами на своей земле, иметь независимое государство. Украинский народ восставал против власти, которую захватили коммунисты, и изменений, которые они пытались внедрять.

В-третьих, причиной голода были действия власти, потому что выращенное зерно, картофель и другие продукты в украинцев отобрали. Люди голодали не из неблагоприятных погодных условий или неурожая и не потому, что ленились работать (украинский народ — трудолюбивый, ежедневно люди трудились на земле, занимались хозяйством).

В-четвертых, Сталин с другими коммунистами создали Голодомор, чтобы сломить сопротивление украинцев, отбить у них желание создавать свое государство. Он хотел, чтобы его боялись и мгновенно выполняли его приказы.

Именно такие моменты стоит упомянуть в коротком историческом экскурсе. По ссылке вы можете ознакомиться с темой подробнее и сформировать основу беседы. Рассказывая о Голодоморе, стоит сделать акцент на проявлениях человечности и взаимопомощи во время голода, а также фактах сопротивления населения действиям коммунистов.

Предлагаем для совместного просмотра художественный короткометражный фильм о Голодоморе «Красное ожерелье». В основе сюжета история девочки Антонины, которая описывает жизнь своей семьи во время Голодомора 1932–1933 годов. Фильм дает возможность сопереживать героям во время испытаний, но имеет оптимистичный финал.

Ребенок имеет право осуждать действия организаторов и исполнителей Голодомора. Негативное отношение к поступкам людей, которые повлекли смерть миллионов — вполне нормальная реакция. Вместе с чувством несправедливости также развивается эмпатия к жертвам. Соответственно, возникает вопрос: что делать, чтобы подобные преступления не повторялись сейчас?

Рассказывая детям о геноциде и других преступлениях, мы стремимся избежать их повторения в будущем. Объясняйте детям, что такое толерантность, ненасилие, сострадание и уважение, ведь это черты, с которыми человек не рождается. Их он приобретает в процессе воспитания. Высказывайте свое мнение относительно несправедливости, объясняйте, как следует поступать в таких ситуациях. Недаром сегодня являются актуальными темы буллинга и инклюзии. К тому же собственный родителей пример является лучшим средством воспитания. Ваши убеждения, отношение к людям и добрые дела станут фундаментом для формирования мировоззрения и поведения детей.

В завершение было бы хорошо выполнить вместе с детьми творческое задание — рисунок, аппликацию, стихотворение и тому подобное. Через творчество проще высвободить эмоции, вызванные темой. На занятиях в Музее мы создаем с детьми свечи памяти и памятные значки с колосками. Заказывайте экскурсии и образовательные занятия по ссылке.

Помните: никто не знает ваших детей лучше вас, а наши советы носят рекомендательный характер. Будьте честными и открытыми в общении с детьми, и вы обязательно получите положительный результат.

Подготовила Ольга Выгодованец, экскурсовод и лектор Музея Голодомора.