На фото музейники слухають лекцію-семінар

Как работать с людьми с инвалидностью: знания для работников культурных институций

4 августа 2020

Ольга и Евгений Свет, специалисты по теме доступности и инклюзии, провели публичную онлайн-лекцию о психологии людей с нарушением зрения и семинар-консультацию о сопровождении незрячих людей. Так команда музея продолжает работу над проектом «Прикосновение на память».

Одной из глобальных задач Музея Голодомора в 2020 году является обеспечение доступности. При поддержке Украинского культурного фонда мы реализуем два проекта: «Прикосновение на память», во время которого мы будем адаптировать образовательное занятие и экскурсию для незрячих людей, и «Доступный сайт — доступный музей», в рамках которого наш музейный сайт будет адаптирован в соответствии с международными стандартов.

В рамках проекта «Прикосновение на память» состоялась публичная онлайн-лекция «Психология людей с нарушениями зрения». Тифлопедагог и специалист по теме доступности Ольга Свет рассказала, что такое тифлопсихология, что она изучает, почему важно понимать ее основы, а также об особенностях психологии людей с нарушением зрения, ощущение и типы восприятия.

Евгений Свет провел практический семинар-консультацию, на котором рассказал о правилах сопровождения незрячих людей в помещении (в частности в музее), на улице, в общественном транспорте и тому подобное. Работники музея примерили на себя роли сопровождающим и сопровождаемых и практически потренировались проводить экскурсии для посетителей с нарушением зрения.

Мы спросили у Евгения Света, что такое доступность, какие существуют стереотипы и проблемы касательно темы доступности в Украине.

  • О ДОСТУПНОСТИ

«Доступность — это простые вещи, которые касаются каждого человека, каждого учреждения. Мы не выделяем некую целевую группу (лица с инвалидностью) и места, где такие люди могут чаще всего появляться. Любой человек в те или иные жизненные моменты может оказаться в категории людей, которые называются маломобильных групп населения (МГН), то есть потребовать доступности.

МГН — это категория лиц, которые в конкретное время имеют сложности в перемещении (передвижении) пространством, ориентировании в пространстве, получении информации или услуг, коммуникациях с окружением и тому подобное. Под категорию МГН подпадают лица с инвалидностью, беременные женщины, родители с маленькими детьми, дети до шести лет, пожилые люди, лица с временными нарушениями состояния здоровья, люди с тяжелыми чемоданами, женщины на каблуках, люди, которые по определенным причинам не ориентируются на местности, лица в состоянии стресса, алкогольного опьянения и др. То есть можно утверждать, что к категории МГН могут принадлежать до 90% населения Украины.

Основа доступности — физическая возможность каждому пользователю товаров, услуг или учреждений попасть в помещение, а также физическая безопасность и комфорт во время получения соответствующих услуг. Должен быть удобный доступ к информации, возможность нормально ориентироваться в пространстве, товарах, услугах. Доступность касается любого бизнес-процесса, учреждения, которое предлагает товары или услуги, государственного учреждения, медицинских, социальных, образовательных учреждений, транспортных учреждений. Невозможно продавать товар, если отсутствует возможность попасть в помещение, купить продукцию и получить информацию об ассортименте. Если мы не предоставляем доступность в каждое учреждение, то мы не предоставляем возможность нашим услугам быть купленными».

  • О СТЕРЕОТИПАХ:

«Групп стереотипов очень много. Сегодня мы обсуждали две из них. Первая группа — стереотипы условно здоровых людей о людях с инвалидностью. Стереотип заключается в представлении, что люди с инвалидностью — это какая-то маленькая группа, которой нужно создавать искусственные условия, которую необходимо жалеть или которой следует восхищаться. «Они» не такие как «мы», «они» особые и требуют чего-то особенного.

Вторая группа стереотипов — это стереотипы некоторых людей с инвалидностью касательно условно здоровых людей. Основная идея — кто-то кому-то что-то должен («все остальные мне что-то должны, поскольку я имею определенную особенность»). Это очень опасный стереотип, потому что во время сотрудничества и взаимодействия отношения должны быть построены на равных условиях, и только тогда это будет настоящая инклюзия. Инклюзия — это не обязанность условно здоровых людей, инклюзия — это наш общий долг. Для инклюзии должны прилагать усилия и люди с инвалидностью».

  • О ДОСТУПНОСТИ В УКРАИНЕ

«Доступность в Украине нужно развивать системно. Если выделять средства на что-то узконаправленное, то результата не будет. По моему мнению, когда выделяют отдельные гранты и создают инклюзию, то она остается искусственной, не работает и вообще не является инклюзией, а в лучшем случае узкоадресной доступностью. В худшем случае об инклюзии после окончания проекта забывают вовсе. Очень хорошо, что сейчас этим вопросом занимаются общественный сектор, но должна быть государственная политика, не гранты, а постоянное финансирование. Хотя теперь на определенные проекты выделяют очень много средств, но, кроме денег, нужны понимание и мотивация. Возвращаясь к началу, в инклюзии на самом деле заинтересованы все».

Конспекты всех лекций, которые проходит наша музейная команда, появляются в разделе «Доступность» на нашем музейном сайте, некоторые из них — в видеоформате на Youtube-канале.