Первая всеукраинская историческая зимняя школа «Голодомор: знать, чтобы жить»
Музей Голодомора совместно с Историческим факультетом КНУ имени Тараса Шевченка начал Всеукраинскую историческую зимнюю школу «Голодомор: знать, чтобы жить».
2–6 декабря 2019 года каждый желающий может посетить образовательные лектории, сосредоточенный на изучении Голодомора-геноцида.
2 декабря лекции прочитали ведущие исследователи темы Голодомора — Виктор Брехуненко (доктор исторических наук, директор Института исследования Голодомора) и Владимир Сергийчук (доктор исторических наук, профессор кафедры истории мирового украинства КНУ им. Г. Г. Шевченка).
В своей лекции «Голодомор как кульминация российский стратегий уничтожения украинской идентичности с ХVIII века» Виктор Брехуненко подчеркнул, что Голодомор был не первой попыткой России уничтожить украинскую идентичность. Профессор привел ряд исторических примеров, когда российский империализм притесненял украинский язык, представителей экономической и политической элиты, пытался ассимилировать украинцев. В 1930-х годах было использовано предыдущий опыт империи по денационализации порабощенных. Лектор провел параллели между механизмом геноцида в 1932–33 гг. качательно украинцев и действиями для размывания идентичности нации в прошлом. Например:
- обольщения казацкой старшины привилегиями;
- выселения украинских казаков в Сибирь,
- приказ Петра I об уничтожении жерновов и другого сельскохозяйственного инвентаря;
- кровавая расправа над украинцами российскими войсками в Батурине в 1708 году.
К идее Голодомора российские большевики пришли потому, что все предыдущие методы «руссификации» украинцев (испытанные Российской империей в течение XVII–XIX веков) через школу, прессу, церковь, уничтожение интеллигенции не сработали — украинцы продолжали оказывать сопротивление оккупационной политике России и хотели восстановить собственную государственность, добытую в 1917 году. Лектор подчеркнул, что крестьянство уничтожалось не как социальная категория, а как носитель украинской идентичности. Голод был дешевым оружием, которое решала сразу несколько проблем для Кремля:
- снимался украинский национальный вопрос, ведь часть непокорных была убита;
- все другие после Голодомора не смогут сопротивляться и оставаться покорными рабами.
Владимир Сергийчук в докладе «Жертвы Голодомора: считать всех или успокоиться?»
Володимир Сергійчук у доповіді «Жертви Голодомору: рахувати всіх чи заспокоїтися?» обосновал попытку части отечественных историков и демографов закрепить в научном употреблении цифру 3,9 млн жертв Голодомора как окончательную. Он объяснил, почему такой подход является ошибочным и опасным, ведь в областных архивах Украины сохраняется достаточно большое количество первичных документов, которые не были обработаны учеными и, соответственно, не были введены в научный оборот. Только изучив их, можно говорить о подсчете числа жертв Голодомора.
Профессор рассказал о поиске альтернативных исходных данных для подсчета жертв в 1932–33 годах, как, например, данные о нормах потребления в УССР на душу населения таких промышленных товаров и продуктов как соли, спичек и керосина. Из-за изменения количества этих товаров, которые выделялись для населения УССР, можно вычислить количество населения по состоянию на начало 1933 года. Профессор также обнародовал и другие статистические данные текущих учетов населения за 1932 и 1933 годы, которые также являются ценными источниками для подсчета демографических потерь украинского населения во время геноцида.
Владимир Сергийчук, проанализировав труды демографов Степана Соснового и Арсена Хоменко, отметил, что современные демографы не учитывают ни их исследования, ни перепись населения 1937 года, а используют данные фальсифицированной переписи 1939 года.
Также Владимир Сергийчук привел пример, как можно рассчитать прямые потери в отдельных возрастных группах населения, например, через анализ документов начальной школы можно рассчитать количество жертв среди детей. Архивные документы, представленные исследователем, свидетельствуют о росте в 1932–33 годах количества детей-сирот, поскольку их родители погибли в годы Голодомора, и о наибольшем количестве демографических потерь среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. Анализ данных, который профессор сделал на основе исследования источников из архивов разных областей Украины (Киевская, Винницкая, Полтавская, Харьковская, Днепропетровская, Запорожская, Черкасская области) по хронологическому периоду с 1924 по 1939 годы, подтверждает аргументированность его выводов.
На основе этих материалов Владимир Сергийчук отмечает, что в результате Голодомора были убиты не менее 7 миллионов украинцев.
Обе лекции сопровождались конструктивной дискуссей и диалогами участников и лекторов.
В течение недели преподаватели ведущих университетов и научных центров Украины, известные историки, правоведы, этнологи, психологи, медики вместе со слушателями исследуют тему Голодомора-геноцида. Принять участие может каждый желающий — от студентов до профессиональных ученых.