Похищение украинских детей Россией – свидетельство геноцида украинской нации
Агрессивная война, которую Россия начала против Украины с 20 февраля 2014 года, на нынешней стадии носит характер широкомасштабного вторжения. Его цель состоит в геноцидном уничтожении украинской нации. Об этом намерении откровенно, публично и неоднократно заявляли Путин и другие члены высшего политического руководства России, государственных средств массовой информации страны-агрессора.
Преступные действия вооруженных сил России на территории Украины подпадают под все признаки геноцида, определенные статьей II Конвенции ООН от 9 декабря 1948 г. «О предотвращении преступления геноцида и наказании за него».
К действиям, осуществляемым с целью уничтожить полностью или частично любую национальную, этническую, расовую, религиозную группу как таковую, пунктом е) статьи II Конвенции относится «насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую».
Первые попытки вывоза украинских детей на территорию России были еще в 2014 году и приобрели большие масштабы сейчас. В результате преступных действий российской оккупационной администрации на временно захваченных украинских территориях в Россию насильственно депортировано более 1,5 млн украинских граждан, из которых около 200 тыс. детей.
Значительная часть детей-сирот и детей, разлученных со своими семьями, передана на воспитание в российские семьи.
Совершенно очевидно, что такие украинские дети будут воспитываться в чужеземной культурной среде, которая враждебна Украине, а значит, они обречены на потерю своей национальной идентичности.
Таким образом, Россия насильственно уменьшает численность украинской национальной группы, что равносильно ее частичному геноцидному уничтожению.
Об умышленном и системном характере такой преступной практики и намерении ее продления свидетельствует Указ президента РФ от 11 июля 2022 г. №440 об упрощенном порядке получения гражданства РФ, предусматривающем предоставление российского гражданства в ускоренном порядке и по упрощенной процедуре украинским детям-сиротам или тем из них , кто остался без родительской опеки.
Путин сознательно использовал внутренний нормативный акт для «легализации» и оправдания противоправного поведения российского государства, грубо нарушающего общепризнанные нормы современного международного права. Это еще одно убедительное подтверждение намерения России осуществить геноцид украинской нации.
Насильственная передача украинских детей в российские семьи нарушает не только Конвенцию ООН 1948 года, но и положения других важных международно-правовых актов, в частности таких как IV Женевская конвенция от 12 августа 1949 года «О защите гражданского населения во время войны» и Конвенции от 20 ноября 1989 г. «О правах ребенка».
Конвенция «О правах ребенка» устанавливает общие нормы защиты детей, а IV Женевская конвенция предусматривает специальные нормы, призванные защищать права детей во время войны.
Конвенция «О правах ребенка» обязывает государства «уважать право ребенка на сохранение индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусмотрено законом и не допуская противоправного вмешательства» (статья 8). В Конвенции, кроме того, предусмотрено, что усыновление детей должно происходить на основе национального законодательства государства их гражданства (статья 21) и дети должны воспитываться в образовательных системах, существующих в государствах их гражданства (статья 28).
Согласно IV Женевской конвенции государства должны принимать все меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разведенные со своими семьями в результате войны, не оставались на произвол судьбы и, в частности, обязаны способствовать уходу за ними и доступу их к образованию. Причем их образование, по возможности, следует поручать лицам с теми же культурными традициями. Особо следует отметить, что Конвенция предусматривает обязанность содействовать принятию таких детей нейтральной страной (статья 24).
Конвенция категорически запрещает «независимо от мотивов, принудительное индивидуальное переселение или депортацию гражданского населения «с оккупированной территории на территории оккупационного государства или на территории любого другого государства, независимо от того оккупирована она или нет» (статья 49).
Итак, как свидетельствуют факты, действия России по депортации украинских детей, предоставление им российского гражданства и передаче на воспитание в российские семьи грубо нарушают нормы международного права, по своему характеру безоговорочно являются геноцидным поведением и свидетельствуют о совершении российскими властями преступления геноцида против украинской национальной группы как таковой.
Владимир Василенко
доктор юридических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник
Института исследования Голодомора