«Репресированная» тетрадь «33-й год»: уникальный экспонат в Музее Голодомора
23 ноября 2020 года в Национальный музей Голодомора-геноцида передали тетрадь с воспоминаниями о Голодоморе 1932–1933 годов Лаврентия Нечипоренко.
«Это очень талантливо написанный роман Лавра Нечипоренко, но написанный с фундаментальной точностью. В каждом разделе он рассказывает о своих воспоминаниях, о том, что он лично увидел на замученной голодом Житомирщине. Лавро принес эту тетрадь своему другу Ивану Коваленко, чтобы тот отредактировал и набрал ее на пишущей машинке. Как член сопротивления, Иван распространял самиздат. Поэтому эта тетрадь попала к Ивану домой, а в 1972 году, когда его арестовало КГБ, все произведения они забрали. В 1996 году Иван заставил архив вернуть изъятые материалы. На нем есть отпечатки архива КГБ, тетрадь пробита в двух местах, ее пришили к уголовному делу Коваленко. Первая страница пронумерована как 301-я, а следовательно, ее использовали как доказательный материал по делу», — отметил инициатор передачи экспоната Андрей Ковалев.
Общественный деятель, дочь поэта, диссидента и свидетеля Голодомора 1932–1933 годов Ивана Коваленко Мария Кириленко: «Эта тетрадь является историей семьи Нечипоренко, Коваленко и одновременно историей всей Украины. Молодому поколению трудно понять, насколько сложно и по крупицам собирается настоящая история. Важно оцифровать тетрадь и издать ее. Такие материалы и свидетельства должны быть доступны каждому украинцу. Правда бывает тяжелая, грустная, трагическая, но ее нужно знать».
Александр Нечипоренко, сын автора дневника Лаврентия Нечипоренко акцентировал на том, что нужно фиксировать происходящее, не думать, что это незначительное или неценное, писать воспоминания о событиях.
Этой акцией Музей Голодомора начал массовый сбор свидетельств, реликвий, фотографий семей, которых не обошел Голодомор 1932–1933 годов. Тетрадь пока заняла основное место в экспозиции Музея Голодомора вместе с другими найденными экспонатами. Впоследствии они станут основой экспозиции II очереди музея, которую сейчас строят. Открытие запланировано на 2023 год.
«С большой благодарностью хочу обратиться к семье Нечипоренко и к семье Коваленко. Все мы знаем об информационной блокаде, о том, как запрещалось говорить о Голодоморе и в семьях вспоминать о том, что был голод. Знаем, что еще в 1986 году последнего военного осудили за то, что он в своей части вспомнил о голоде в Украине, что его семья голодала, о том, что на весь мир нельзя было говорить и вспоминать о Голодоморе. Такие экспонаты они чрезвычайно важны для нашего музея, для музея, который строится», — отметила генеральный директор музея Олеся Стасюк.
Также Олеся Стасюк обратилась к общественности с призывом помочь в сборе экспонатов для создания Музея Голодомора, строительство которого уже идет: «Давайте вместе создавать Национальный музей Голодомора-геноцида… Нам сегодня очень трудно после 87 лет создать экспозицию, которая нужна украинской нации, нужна нашим потомкам, которая рассказывает правду не только о трагедии, о которой говорили последние 30 лет, а о преступлении, совершенном одним государством по отношению к украинской нации. Это преступление было совершено лишь потому, что им удалось в начале ХХ века оккупировать нашу страну».
В 1960-х годах учитель физики из Боярки Киевской области Лаврентий Нечипоренко в простой школьной тетради написал свои воспоминания о пережитом Голодоморе-геноциде на родной Житомирщине. Свое произведение он назвал «33-й год». Очевидно, что в Советском Союзе он не мог нигде опубликовать свои воспоминания. Вместе с коллегой, учителем из соседней школы Иваном Коваленко они решили издать дневник самиздатом. Это дело было рискованным, ведь угрожало издателям репрессиями и сроками в советских концлагерях. Некоторое время тетрадь с воспоминаниями хранилась у Ивана Коваленко. Он должен был завершить ее редактирования и набрать на пишущей машинке.
С 1961 КГБ начало слежку за Иваном Коваленко, а в 1972-м его арестовали «за изготовление и распространение антисоветских материалов». Коваленко отсидел в советских концлагерях ровно 5 лет. Все рукописи из дома Коваленко были конфискованы, вместе с тем была конфискована и тетрадь с воспоминаниями Нечипоренко. Дневник чудом сохранился среди конфискованных вещей в архиве КГБ.
В 1996 году все рукописи Служба безопасности Украины вернула Ивану Коваленко, а вместе с ними — тетрадь с воспоминаниями Лаврентия Нечипоренко. Дневник свидетеля Голодомора хранился в семье Ивана Коваленко, а 23 ноября 2020 года был передан в фонды Национального музея Голодомора-геноцида.