Сотрудничество с немецким театром Futur3
Музей Голодомора предоставил профессиональную консультацию немецкому театру Futur3, работающему над постановкой спектакля о Голодоморе в Украине. Проконсультировал немецких художников доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом исторических исследований Института исследования Голодомора Дмитрий Белый. Встреча прошла в формате Zoom-конференции.
«Революция морит голодом своих детей» — так называется спектакль, который уже в ноябре этого года увидят немецкие зрители.
«В 1932-1933 годах произошла одна из величайших гуманитарных катастроф ХХ века: «Голодомор» (убийство голодом) — малоизвестное преступление Советского Союза в Украине, во время которого несколько миллионов человек скончались от голода», — говорится на сайте театра об историческом контексте тех событий.
Приятно осознавать, что понимание темы Голодомора немецкими художниками, задействованными в работе над спектаклем, является четким и глубоким. Ведь одним из авторов постановки является украинский режиссер Павел Юров, родившийся в Антраците на Луганщине, ныне находящийся под российской оккупацией. Идея такого сотрудничества с Музеем Голодомора принадлежит именно ему.
Во время консультации немецкие театралы интересовались, когда стало возможным говорить о Голодоморе и исследовать его, как распространялась правда о тех событиях, документы, свидетельствующие о преступлении советского режима, сохранились до наших времен, каких последствий и травм нанесла эта трагедия украинской нации и последующим поколениям украинцев. Также представителей немецкой стороны интересовали свидетельства очевидцев и что рассказывали о тех страшных событиях в семье Дмитрия Белого.
«Семья моей мамы жила на Кубани, которую населяли этнические украинцы. Эта территория тоже подверглась геноциду. В станице из 18 тысяч человек выжило только 6 тысяч, — рассказал Дмитрий Белый. — Семье мамы удалось уехать с территории Кубани, где она жила. Но когда они вернулись в 1934 году, увидели, как в некоторых домах целые семьи были мертвы. И активисты, осуществлявшие Голодомор, граблями вытаскивали из домов остатки трупов и закапывали их. Дальше в эти населенные пункты приезжали россияне и заселялись в опустевшие избы. Маму очень удивляло: как можно приехать в дом, где еще недавно лежали мертвые люди, и жить в домах, хозяева которых только что умерли страшной смертью. Мой дядя, которому было три с половиной года, сидел под домом, ковырял глину со стены, ел и постоянно повторял: «Хочу хлебчика». Он так и не выжил… Мама ненавидела советскую власть и многое рассказывала о том времени, особенно, когда я уже стал студентом исторического факультета и был достаточно взрослым, чтобы держать язык за зубами, чтобы случайно не проговориться на запретную тему…».
Также постановщиков спектакля интересовали документы периода Голодомора, ведь они, по замыслу авторов, являются важной составляющей сценического действа. Дмитрий Белый напомнил, что большая часть таких документов до сих пор находится в засекреченных российских архивах. Ведь Россия продолжает отрицать Голодомор как геноцид и скрывает правду о нем. Это усложняет исследование темы украинскими учеными.
Немецкие художники поблагодарили Музей Голодомора за организацию встречи и плодотворную беседу с украинским историком, которая позволила получить более глубокое представление о событиях Голодомора 1932-1933 годов.
В перспективе представление «Революция морит голодом своих детей» театр намерен показать не только в Германии, но и на Западе, чтобы больше людей узнали о трагедии украинцев. Также в планах театральной труппы – привезти эту постановку и в Украину.
Для справки
Театр Futur3 является независимым театром, который работает в Кёльне. Основан в 2003 году. Особенностью представлений театра является то, что зрители обычно являются участниками постановок и диалога с актерами. Интересующие Futur3 темы всегда имеют политический подтекст: война, история, безработица, бездомность, утопии и т.д.