Воркшоп «Психологические последствия травм Голодомора: выжить, преодолеть или пережить?»

3 декабря 2019

3 декабря, во второй день Всеукраинской исторической зимней школы «Голодомор: знать, чтобы жить», ведущий научный сотрудник Института социальной и политической психологии АПН Украины, доктор психологических наук Виталий Климчук провел воркшоп «Психологические последствия травм Голодомора: выжить, преодолеть или пережить?»

Лектор давно исследует психологические последствия Голодомора. В 2016–2017 годах он руководил проектом «Национальное посттравматическое стрессовое расстройство и посттравматический рост: эхо травмы Голодомора в психике современных украинцев» (University of Alberta).

В воркшопе приняли участие студенты историки, социологи, профессиональные психологи, а также ученики-старшеклассники и педагоги.

Виталий Климчук предложил участникам школы психодраматическое и социодраматическое моделирование. На основе ранее усвоенных знаний о Голодоморе, а также собственного семейного опыта, связанного с Голодомором, участники воркшопа смогли осознать ранее неизвестные для них аспекты геноцида.

На основе семейной истории одной из участниц было проведено психодраматическое моделирование. Это была история шестилетней девочки Гали из многодетной семьи, которую родители были вынуждены отдать на воспитание в семью соседей, чтобы она могла спастись от голодной смерти. Присутствующие в действующих лицах пытались воссоздать те события во время Голодомора; проговаривали травмы и делились эмоциональными переживаниями, связанными с этой историей. Участники воркшопа, учитывая знания и собственный жизненный опыт, смогли раскрыть разносторонние аспекты Голодомора на основе конкретной семейной истории.

Подытоживая, Виталий Климчук отметил: «Если было замалчивание травмы, а в украинцев оно было, и к тому же длительное, то наступают психотравматические расстройства, которые невозможно лечить медикаментозно. Таблетки могут только уменьшить тревогу, но лекарства не лечат. Лечит только одна вещь… — воспоминание, проговаривание и детальное прописывание тех травматических событий в безопасных для человека условиях. Это очень тяжелая и сложная работа. Этот метод связан с наративизацией, обработкой травм, и после него вся симптоматика исчезает. В Украине в этом направлении делаются только первые шаги».

Приглашаем посетить следующие лекции в рамках Всеукраинской исторической зимней школы «Голодомор: знать, чтобы жить».