«Закон о пяти колосках» – кровавый инструмент организаторов Голодомора
7 августа 1932 года был принят «Закон о пяти колосках» – так в народе назвали Постановление «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укрепление общественной (социалистической) собственности». Символические пять колосков держит в руках скульптура девочки, которая встречает посетителей Музея Голодомора – как напоминание о кровавом законе.
Инициатором разработки и принятия постановления был диктатор Иосиф Сталин. 25 июля 1932 г. он лично предложил издать закон «против хищения кооперативного и колхозного имущества и грузов на транспорте» и объявил «…общественную собственность (кооперативную, колхозную, государственную) священной и неприкосновенной».
Согласно постановлению, грузы на железнодорожном и водном транспорте, а также имущество колхозов и кооперативов (урожай на полях, скот, запасы, кооперативные склады и магазины) приравняли к государственной собственности. За его кражу предполагалась высшая мера наказания – расстрел с конфискацией имущества или, при наличии «смягчающих обстоятельств», лишение свободы сроком не менее 10 лет с конфискацией. Амнистию для осужденных за подобные преступления постановление требовало не применять.
«Воровством» считали даже найденные на поле несколько колосков, кочан кукурузы или несколько картофелин, оставшихся после сбора урожая. Считалось: пусть лучше сгниет, но не достанется «классовому врагу».
«После уборочной кампании на поле оставались колоски. Когда люди пасли скот, они не имели права поднимать даже лежащие зернышки. За это бросали в тюрьму. Поля охраняли комсомольцы-активисты, а колхозные амбары – стражи. У полей строили вышки, на которых стояли вооруженные люди, задачей которых было «ловить шпионов»», — вспоминал Александр Ковтун, воспоминания которого зафиксированы в Национальной книге памяти жертв Голодомора Сумской области.
Своеобразный пик применения карательного «Закона о пяти колосках» приходится на завершающий этап хлебозаготовительной кампании конца ноября 1932 – января 1933 года. Именно в этот период, исчерпав так называемые «видимые запасы хлеба», власть начинает выполнять заготовительный план, изымая у крестьян «разворованный, незаконно розданный и скрытый хлеб». Политика была такая: если не выполнил план хлебозаготовок, а у тебя нашли хоть что-нибудь съедобное, значит, ты украл и скрыл. Тайный помол зерна также считался уголовным преступлением и подпадал под действие постановления. Поэтому жернова у крестьян изымали или разбивали их. По сути, закон запрещал крестьянам распоряжаться выращенной собственноручно едой.
«Закон о пяти колосках» стал одним из ключевых документов Голодомора, ведь лишил украинцев права на спасение. Его определение стало смертным приговором миллионам украинцев. Когда заберут все до последнего зерна, тех, кто будет пытаться выжить, будут судить как врагов народа.
В разгар Голодомора нередко случалось, что «Закон о пяти колосках» применяли в буквальном смысле слова к умирающим от голода крестьянам. К примеру, в Арбузинском и Гросуловском районах Одесской области «воры» даже не дожили до рассмотрения дел в суде и скончались от истощения.
По информации, обнародованной в 1988 году газетой «Правда», за неполные пять месяцев после принятия «Закона о пяти колосках», по его статьям было осуждено 54 645 человек. Из них 2110 – к смертной казни. Наказывали и детей, которые пытались найти хоть какую-нибудь еду. Постановление действовало до 1947 года, пока его не заменил Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за кражи государственного и общественного имущества», устанавливавший дифференцированную ответственность – наказание варьировалось от 5 до 25 лет в зависимости от тяжести преступления.