Своя вышиванка – своя история и Музей Голодомора х Все.Свои х Pictoric

13 мая 2021

«Cвоя вышиванка. Своя история» — это общий проект Национального музея Голодомора-геноцида, крупнейшей платформы украинских брендов Все. Свои и клуба украинских иллюстраторов Pictoric.

Ко Дню музеев и Дню вышиванки мы показываем продолжительность украинской вышивки от прошлого до сих пор, демонстрируя в витринах аутентичную одежду из частных коллекций и ее современные интерпретации. Элементы традиционных орнаментов, увеличенные в сотни раз, творчески переосмыслила Елена Старанчук.

17-летние Ярина, Гапка и Мотря из села Ивангород Александровского района (Кировоградщина) смотрят на нас с фотографии 1927 года (семейный архив Марии Давыдовны Маган). В настоящее время фото хранится в этнолаборатории «Баба Елька».

Помню. Ношу. Сохраняю. 

Голодомор и уничтожение культуры

В 1932-1933 годах коммунистический тоталитарный режим уничтожил не только миллионы человеческих жизней, но и целый пласт традиционной культуры. После Голодомора почти ушли в небытие ткачество, многие техники вышивки, гончарство, многие другие промыслы. Традиционную одежду клеймили как «старую» и «деревенскую», а на замену ей создали сценический образ казака в атласных шароварах и «украиночки» в пластиковом веночке. Если в Киеве начала 1930-х за вышитую рубашку или кожух могли заключить в тюрьму, то в 1980-х за это высмеивали и в шутку угрожали донести в КГБ. Старинные рубашки, керсетки, плахты, платки и юбки отошли на культурный маргинес.

У нас еще есть уникальная возможность подержать в руках аутентичную одежду, древние фото и предметы быта, и наша задача сохранить эти вещи для следующих поколений.

Не носите старинные сорочки, не выкидывайте их и не режьте — отдайте их в музей!

А также посетите нас и узнайте больше о Голодоморе. Расспросите своих дедушек и бабушек о том, как ваша семья пережила 1932-1933 годы, запишите их рассказ на видео, отсканируйте старинные фото из семейного альбома, расскажите своим детям об украинских традициях.

Экспонаты Музея Голодомора рассказывают: 


 

Этот платок передала в Музей  Голодомора Надежда Фадеевна Огородник, родившаяся в 1925 году в селе Квитневое (тогда Жовтневое) Житомирской области. Чтобы спастись, украинцы обменивали одежду, предметы быта и ювелирные украшения на продовольствие. Делала так и мать Надежды Огородник, которая ездила в соседнюю Винницкую область. Наконец, на еду выменяли почти все, кроме одного платка — его никто не хотел брать, «потому что была некрасивая». Сейчас этот платок хранится в фондах Музея Голодомора.

Эту сорочку в начале 1920-х годов вышила Агафья Сидоровна Чуб из села Перекоповка Сумской области на свою свадьбу. Через несколько лет после нее она тяжело заболела и умерла, оставив после себя двоих детей. Когда начался Голодомор, муж Аврам пытался спасти семью. Он выменял всю одежду и холст на продовольствие, однако рубашку жены, которую так любил, выменять не смог. Так она осталась в семье как память о матери. В прошлом году Анна Аврамовна, дочь Агафии Чуб, передала эту рубашку Музею Голодомора.

Этот шерстяной платок принадлежит Прасковье Павловне Хоменко, которая родилась в 1927 году в селе Бакировка Сумской области. Семья была небогатой — земли или скота у них не было, дом был покрыт соломой, а не черепицей — но с началом форсированной коллективизации их раскулачили, поскольку отец отказался поступать в колхоз. Когда семью выгоняли из дома, родители пытались взять с собой хоть какие-нибудь вещи. Среди имущества Хоменко было два дорогих платка, купленных на ярмарке для Параски и ее младшей на три года сестры Валентины. Один из платков мать спрятала старшей дочери за пазуху и оттолкнула ребенка от себя, чтобы та не привлекала внимание активистов. Так дело было спасено. Когда сотрудники Национального музея Голодомора-геноцида записывали историю Прасковьи Хоменко, она рассказала, что со временем многие старые вещи выбросили, но только память о Голодоморе не позволила этот платок выбросить. Теперь это дело находится в фондах Музея Голодомора. 

Истории были записаны в рамках проекта Голодомор. Мозаика истории, воплощенного Музеем Голодомора совместно с Ukrainer при поддержке УКФ. Автор фотографий – Валентин Кузан.

 

 

Как и 100 лет назад, сейчас вышиванка больше, чем вещь, одевая вышиванку на праздники или в повседневном луке, мы усиливаем Украину. Мы переосмысливаем традиции, уважаем их и интегрируем в современный контекст. День вышиванки становится, пожалуй, самым красивым/модным праздником, когда менеджеры одевают вышитую рубашку в офис, дети в школу, а малыши в садик, или кто-нибудь, кто хочет в этот день подчеркнуть свою идентичность через современный образ в вышиванке. Поэтому старинными вышитыми сорочками мы храним память, а современными — продолжаем традицию.

#своявишиванкасвояісторія

Платки, письма, вышиванки или партийные билеты, бытовые вещи и фото – все эти вещи могут стать экспонатами Музея Голодомора и рассказать о геноциде украинцев по всему миру. Каждая вещь, которая имеет историю и память, бесценна, и стоит того, чтобы быть сохраненной. Если у вас есть вещи, связанные с Голодомором, расскажите о них, написав на почту [email protected].

Авторы проекта: Музей Голодомора, Всі. Свої, Pictoric