Василий Верховинец: имя из забытой афиши
Одним из самых ярких представителей украинской творческой интеллигенции 20-30 годов прошлого столетия был Василий Верховинец – композитор, хореограф и фольклорист. Его имя на долгие годы было вычеркнуто из театральных афиш и даже после реабилитации в 1958 оно оставалось незаслуженно забытым в советской Украине.
Василий Николаевич Верховинец (настоящая фамилия Костив) родился 18 января 1880 в Ивано-Франковской области. Семья будущего композитора и хореографа была влюблена в песню – отец руководил церковным хором, а у мамы был хороший голос, который унаследовал Василий. Сын талантливых родителей и сам впоследствии связал свое будущее с музыкой и театром.
После окончания Самбирской учительской семинарии определенное время учительствовал. Но в 1906 году судьба свела провинциального учителя с корифеем театра Николаем Садовским. Тот сразу заметил талантливого парня и забрал к себе в труппу. Сначала работал художником сценических образов, а впоследствии его голос уже пленял киевлян.
Кроме пения, в совершенстве овладел хореографией. Уже в 1910 году дебютировал с танцевальной постановкой оперы Лысенко «Энеида». Впоследствии же посвятил народному танцевальному искусству немалую часть своей жизни, написав целое руководство по изучению народного танцевального искусства.
В 1930 году Василий Верховинец создал «Жинхоранс» – женский театрализованный хор в Полтаве. Этот ансамбль не только исполнял песни, но и подтанцовывал в такт пения. В то время это был совершенно новаторский шаг.
Львов, Киев, Полтава, Харьков, Одесса – эти города, где жил и творил в разные годы художник, слышали и видели результаты труда Василия Верховинца. Да разве только эти украинские города? В 1935 году его пригласили подготовить танцевальную группу для выступления на Первом международном фестивале народного танца в Лондоне. Василий Николаевич вместе с балетмейстером Жуковским поставили уникальный номер «Трехколенный гопак». За эту постановку украинцы получили первую премию и положительные отзывы европейской прессы.
Он даже приобщился к новому виду искусства – кино. В 1933—1934 годах на Одесской киностудии Иван Кавалеридзе работал над картиной «Колиевщина», Василий Верховинец руководил снимавшимся в этой ленте хором, а также сам принимал участие в съемках фильма как актер.
Кроме работы украинской хореографии «Теория украинского народного танца» (1919), о которой мы уже упоминали, Василий Верховинец является автором сборника детских игр и песен «Весняночка» (1925), работы «Народная украинская свадьба» (1914). Также он создал популярные песни «Заграй, кобзарю», «Більше надії, брати», «Грими, грими, могуча пісня!», ставшие народными.
У него могло быть яркое звездное будущее, но, к сожалению, жить и творить Василию Николаевичу выпало в страшные времена. В 1927 и 1932 годах его дважды арестовывали по обвинению в причастности к СВУ, но из-за отсутствия доказательств оба раза его отпускали. 23 декабря 1937 года – снова арест. В этот раз доказательства участия в контрреволюционной националистической организации «нашлись». После изнурительных долгих допросов Василий Верховинец признал себя виновным в том, что еще в 1919 году (!), проживая в Полтаве, участвовал в организации повстанческого выступления против советской власти.
10 апреля 1938 года он был приговорен к расстрелу. Приговор исполнен на следующий день. Только через 20 лет, в 1958-м, Василий Верховинец был реабилитирован. Предполагается, что местом последнего покоя хореографа является Быковня – место, где покоится цвет украинской нации, уничтоженной в период Большого террора.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта Музея Голодомора и онлайн-медиа «Свідомі»
Настоящая цена украинизации: почему большевики издавали книги на украинском?
«Харьковское правописание» как один из успехов украинизации