Тодось Осьмачка: поэт из ада
История жизни незаурядного деятеля периода украинизации — еще одна судьба, искалеченная большевистским режимом. «Поэт из ада» — так назвал его литературовед Михаил Слабошпицкий.
Тодось Осьмачка родился 16 мая 1895 года в селе Куцивка Черкасской области. Литературную деятельность начал в 20-х как член группы «Ланка» (впоследствии «МАРС»). Группа объединяла литераторов, отвергавших политическое приспособление. Среди них Григорий Косинка, Валерьян Подмогильный, Иван Багряный, Евгений Плужник.
В 1929 году сборник Осьмачки «Клекит», в котором он в форме символических пророчеств описал уничтожение украинского села, вызвал гнев большевистского режима.
Идет конвой, и стонет камень,
Спиня трамваи гласные.
Идут окружены крестьяне
Густыми жалами залез.
Сумки с хлебом за плечами,
Лица черные от пашни,
а вороны ведут над ними
круг солнца огненные круги.
КЛЕКИТ. Киев, 1929.
Поэт был вынужден скрываться, однако не избежал ареста. Его спасением от смерти стала психбольница. Хотя до сих пор продолжаются споры: симулировал ли Осьмачка свою душевную болезнь или действительно был болен. Из больницы ему удалось скрыться. А дальше — годы укрывательств, мытарств, бегство от страшной действительности и самого себя. И понимание – вырвавшись из тюрьмы, все равно не можешь быть свободным. Потому что вся Украина теперь тюрьма.
Во время нацистской оккупации в 1942 году писатель выехал во Львов. Годы скитаний и страха сказались. Осьмачка стал мнительным, замкнутым, а его подозрительность превратилась в паранойю.
В 1944 году он вынужден эмигрировать — сначала в Германию, а затем в США, Канаду, Францию, Югославию. Боясь преследования тоталитарного коммунистического режима, надолго нигде не задерживается. Его жизнь — постоянное бегство. Однако именно в эмиграции наконец-то может свободно творить. Здесь выходят его прозаические произведения «Старший боярин», «План до двора», «Ротонда душегубцев». Все три произведения невероятно сильны и впечатляют, но многие ли их читали в Украине? В частности, профессор Гарвардского и Колумбийского университетов Юрий Шевелев о «Старшем боярине» писал: «Если можно перелить Украину в слово, — это повесть Осьмаччина».
Произведение «План до двора» — это метафорический рассказ о руинах украинского села, опустошенного коллективизацией и голодом, в котором пытаются выжить украинцы. В конце концов они окончательно теряют чувство разницы между добром и злом, а власть над ними берет инстинкт.
«Владимир Кириллович Винниченко в одном из своих писем ко мне говорил, что надо написать формой повести или романа об искусственном голоде на Украине устроенный коммунистами. И когда я обдумывал это, то наткнулся на большевистскую формулу «план до двора», которой они терроризировали Украину так же, как когда-то в Испании во время инквизиции терроризировали людей выражением «автодафе». «План до двора» сначала ставили состоятельным людям села, а затем средним слоям населения и наконец-то бедным. Суть его заключалась в том, что хозяина и его семью выгоняли в одних рубашках из дома, а все, что оставалось, забирал себе сельсовет. Изгнанные люди либо умирали от голода, либо убегали на Донбасс…», — написал Тодось Осьмачка в предисловии к повести «План до двора», увидевшей свет в 1951 году.
А в «Ротонде душегубцев» автор пишет о безжалостном механизме репрессий и террора. Это произведение – описание ада, из которого вырвался сам Осьмачка.
В начале июля 1961 года в Мюнхене, прямо посреди улицы его разбил паралич. Поэт доживал свой век в психбольнице в США, куда его на лечение доставили друзья, надеясь на выздоровление. Иван Багряный последний видел больного художника «разбитого параличом и беспамятного, в постели вытянутого во весь рост, строгого, как Данте. Всеми забытого и заброшенного».
Его земные страдания закончились 7 сентября 1962 года. Похоронен на территории украинского кладбища святого Андрея (Саут-Баунд-Брук) в штате Нью-Джерси.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта Музея Голодомора и онлайн-медиа «Свідомі»
Настоящая цена украинизации: почему большевики издавали книги на украинском?
«Харьковское правописание» как один из успехов украинизации
За что наказали станицу Полтавскую?