Нерасстрелян из «Расстрелянного возрождения»
Нерасстрелянный — так часто называют одного из величайших поэтов украинской литературы XX ст. — Евгения Плужника.
Плужник родился в 1898 году в слободе Кантемировка в Воронежском районе, где компактно проживали украинцы. Спасаясь от голода, летом 1921 Евгений Плужник поехал в Киев и учился в Киевском музыкально-драматическом институте имени Николая Лысенко. Несмотря на успехи в учебе, был вынужден покинуть институт из-за туберкулеза. Впоследствии работал переводчиком, а по вечерам продолжал самообразование и писал стихи, а также стал участником организации «Ланка» (позже «МАРС» — Мастерская Революционного Слова). «Ланка» объединяла тогдашних киевских нонконформистов, которые своей задачей видели борьбу с «графоманством и высокомерием» в литературе.
Из-за нежелания сотрудничать с режимом за участниками организации постоянно следили. В 1928 группировка была вынуждена прекратить деятельность, ведь против художников начались репрессии.
4 декабря 1934 года писатель был арестован и обвинен в принадлежности к «националистической террористической организации». В марте 1935 г. выездная Военная коллегия Верховного суда приговорила его к расстрелу. Впоследствии приговор сменили на 10 лет заключения, которое Евгений Плужник отбывал на Соловках, где в 1936 году умер от туберкулеза.
Его последними словами были «Я умоюсь, вспомню Днепр и умру». Похоронили Плужника на лагерном кладбище. На тризне охрана позволила присутствовать только одному осужденному. В последний путь поэта провел его ближайший друг — Валерьян Пидмогильный. До наших дней не сохранилась даже безымянная братская могила на самом большом острове Соловецкого архипелага. Символическую могилу Плужника установили на Байковом кладбище в Киеве.
При жизни поэта были изданы два сборника его стихотворений: «Дни» и «Ранняя осень». Плужник даже стал прообразом поэта Выгорского в романе Валерьяна Пидмогильного «Город».
Впрочем, партийная критика не восприняла творчества, в частности из-за «пессимизма» и «негативного отношения к действительности».
В своих текстах Плужник изображал человека, находящегося в водовороте событий тогдашней советской действительности:
«Садилось солнце. Качались травы.
Пересчитал пули – как раз для всех!
А кто из них виноват, а кто из них прав!
— Из-под одинаковых стрех».
Материал подготовлен в рамках совместного проекта Музея Голодомора и онлайн-медиа «Свідомі»
Настоящая цена украинизации: почему большевики издавали книги на украинском?
«Харьковское правописание» как один из успехов украинизации
За что наказали станицу Полтавскую?