Лесь Курбас: жизнь с пулей в сердце
Леся Курбаса знают, прежде всего, как основателя театра «Березиль» и режиссера. Некоторые вспоминают легенду о том, что его и Николая Кулиша убили одним шаром на двоих. Музей Голодомора в сотрудничестве со «Свідомі» рассказывают о жизни режиссера, который пол жизни носил пулю в сердце, а погиб из-за пули сталинского режима.
Александр-Зенон Курбас родился 25 февраля 1887 года в Самборе Львовской области в актерской семье. Юноша учился в Тернопольской гимназии, затем — во Львовском и Венском университетах. Параллельно окончил драматическую школу при Венской консерватории. С тех пор его жизнь навсегда была связана с театром.
Вернувшись в Галиччину, работал в театре Игната Хоткевича, впоследствии — в «Русской беседе», в составе которой в свое время выступали его родители. Здесь в жизни 26-летнего Курбаса произошла первая драма – он влюбился в актрису Екатерину Рубчакову. Но та была замужем. Сгорая от безответной любви, Курбас пустил себе пулю, застрявшую в нижней части сердца. Краковский хирург, спасавший молодого актера, так и не смог ее достать. С ней Курбас ходил до последних дней своей жизни, пока ее не прервет другая пуля.
По приглашению режиссера Николая Садовского Курбас переехал сначала в Киев, где основал «Молодой театр» и «Березиль». Потом – в Харьков. Шевченка «Гайдамаки», Шекспировский «Макбет», Мольеровский «Миссье де Пурсоньяк», Микитенка «Диктатура», Кулиша «Мина Мазайло», «Народный Малахий» и «Маклена Граса» — это не полный список представлений, поставленных Курбасом. Он стремился европеизировать украинский театр, соединить национальные традиции с новейшими формами европейской сцены.
Накануне состоявшейся в конце сентября 1933 года премьеры «Маклены Грасы» Курбаса пригласил к себе второй секретарь ЦК КП(б)У Павел Постышев. Сказал, что считает его «сегодня единственным в стране режиссером, способным создать театр, достойный эпохи», и потребовал полной переориентации и смены убеждений.
«Я старый солдат сцены, мне поздно менять убеждения», — ответил Курбас. «Жаль, – сказал Постышев, – мне вас жалко». Судьба художника была предопределена.
5 октября режиссера отстранили от руководства «Березиля». Он уехал в Москву, устраивался в государственный еврейский театр, пытаясь продемонстрировать безосновательность обвинений в украинском национализме. Это не спасло.
26 декабря 1933 года Леся Курбаса арестовали по обвинениям в участии в контрреволюционной террористической Украинской военной организации, которая якобы готовила покушение на Павла Постышева. Через два с половиной месяца допросы режиссера сломали, и он признался в «принадлежности к контрреволюционной организации».
«Честное признание» учли: 9 апреля 1934 года режиссера приговорили к 5 годам лагерей. Это был довольно мягкий, по тем временам, приговор, ведь 47-летний Курбас имел шанс выйти на свободу. Однако коммунистический режим не имел такого намерения.
В заключении Лесь Курбас продолжил заниматься театром. Его труппой были арестанты, среди которых образованные, интеллигентные люди, в основном профессиональные актеры или музыканты, еще недавно игравшие в театрах и вдруг ставшие «врагами народа».
Ассистент Курбаса в лагерном театре Цеханский, воспоминания которого записал Лесь Танюк, вспоминал: «У нас считалось, что работать с Курбасом все равно что закончить театральный институт. Он был прирожденным педагогом, воспитателем: прямо с первого дня в него влюблялись, можно сказать, все талантливые люди. Даже опытные актеры были поражены его искусством — и режиссерского показа, и мастерством интерпретации пьесы, и, главное, умением раскрыть в актере новое, неизвестное… Помню, что у Курбаса слезы выступили, когда он впервые вышел на сцену: «Боже ! Театр!». Ибо для него это была высшая святость».
Цеханский добавляет, что все надеялись, что Курбас выйдет на свободу досрочно — «слишком уж известным был человеком, вся страна его знала!». Не вышел. 3 ноября 1937 его расстреляли в урочище Сандармох вместе с другими представителями Расстрелянного возрождения, среди которых Николай Кулиш, Валерьян Подмогильный, Николай Зеров, Валерьян Полищук, Григорий Эпик, Марко Вороной, Михаил Яловой.
С другом и коллегой из театра «Березиль» Кулишем оказались рядом — были в расстрельном списке под соседними номерами 177 и 178. Поэтому появилась легенда, будто их убили одной пулей, поставив рядом.
Пять лет спустя после смерти мужа его жена Валентина Чистякова не знала, что стала вдовой. В полученном им свидетельстве о смерти сообщалось, что Лесь Курбас «умер 15 ноября 1942 года от кровоизлияния в мозг». Это была очередная «правда» режима.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта Музея Голодомора и онлайн-медиа «Свідомі»
Настоящая цена украинизации: почему большевики издавали книги на украинском?
«Харьковское правописание» как один из успехов украинизации
За что наказали станицу Полтавскую?
Василий Верховинец: имя из забытой афиши
Свертывание украинизации на Кубани