Лекция «Голодомор: литература как свидетельство». Как Голодомор отразился в художественных произведениях?
Литература — это документ!
К 115-летию со дня рождения писателя и общественного деятеля Уласа Самчука, автора первого романа о Голодоморе 1932–1933 гг. , в Музее Голодомора состоялась лекция «Голодомор: литература как свидетельство».
Лекторка события — Оксана Пашко, литературовед, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры литературоведения НаУКМА, исследовательница литературы 20–30-х гг. ХХ в.
Часто литература вбирает в себя гораздо больше, чем художественное описание реальных или вымышленных событий. Когда об историческом событии сохранилось мало свидетельств, как, например, с темой Голодомора, то литература сама становится свидетельством. В отличие от официальных документов, она еще и может передавать эмоции отдельного человека, индивидуальный опыт.
Одним из тех, кто пытался писать о Голодоморе в СССР, был Анатолий Димаров. Однако с его текстов цензура удаляла такие упоминания — иногда это могли быть отрывки до 300 страниц.
Николай Руденко написал фантастический рассказ о 1930-х годах «Сын четвертой сферы», где среди персонажей есть, например, инопланетяне. Именно так он рассказывал нам, современным, о травматических событиях прошлого.
Улас Самчук в романе «Мария» передает Голодомор как событие апокалиптического масштаба. Стиль этого текста — эпический, близкий к летописям или священным книгам. В произведении появляются и иконы, например, «Млекопитательница» и «Распятие», поэтому человеческая трагедия приобретает совсем другой, мировой масштаб. Важно также, что Улас Самчук точно передает и другие реалии эпохи 1920–30-х, например фольклор о Калиновском кресте и других спонтанных проявлениях народной религиозности, которые возникли вопреки антирелигиозной борьбе. Они появились в канун и во время Голодомора и отражали народное восприятие большевистской оккупации.
Литература — это свидетельство эпохи, события. Но со временем она превращается в способ переосмысления и интерпретации.