Мне даже не верится, что я смогла выжить …
6 мая в Мемориал жертв Голодомора пришла женщина, которая долго мечтала рассказать о своей жизни. Сегодня ей 90 лет и у нее наконец освободилось немного времени …
Екатерина Михайловна Шияненко (Якименко) родилась в 1929 году в селе Пироговичи Иванковского района Киевской области. С детства ей приходилось выживать. Сначала многодетную семью раскулачили и переселили из большого дома в маленькую кладовую. В 1929 году, когда началась коллективизация, ни ее отец, ни дедушка не вступили в колхоз.
Обыски и изъятия продуктов четко отпечатались в памяти четырехлетней девочки: «Пришли коммунары с мешками, было вот столечко семян в кувшине, все забрали, все, где кто закопал, все вывозили подводами. Сорвали у нас пол в доме и все искали, что там спрятано…».
Семья чудом выжила благодаря тонким ломтям хлеба, которые приносила мать из колхоза, и суррогатам, которые стали основной пищей украинских крестьян в 1932–1933 годах.
В 1942 году погиб отец, и маленькой Кати пришлось быстро взрослеть, чтобы выжить. Однажды снаряд пролетел мимо и взорвался в нескольких сотнях метров. «Тогда еще долго звенело в ушах» – вспоминала наша гостья.
Послевоенный голод 1946–1947 годов стал очередным испытанием. Железнодорожные билеты не продавались, документов не было. Приходилось тайком пробираться в вагоны товарных поездов, которые ехали на Западную Украину и Беларусь. Там можно было найти работу, обменять вещи на продукты питания. Несмотря на долгую и опасную дорогу, юная Екатерина со своими подругами не теряли надежду, хотя видели, сколько молодежи и взрослых травмы, падали из поездов, сколько было убийств ради пищи… Смерть стала обыденностью. Во время таких путешествий женщина поняла всю лживость советской пропаганды о «бандеровцах-бандитах». Ведь люди из Западной Украины сочувственно относились к голодным нищим с Великой Украины. Несмотря на трудности в собственном доме, они помогали кто чем мог.
В 1948 году Екатерина Михайловна смогла обосноваться в Киеве. Несмотря на 4 класса образования, женщина продолжила обучение и 40 лет проработала водителем трамвая. В 1961 году она с мужем и ребенком едва не погибли во время наводнения в Киеве. В течение разговора бабушка не раз отмечала: «Это было как сон… Мне даже не верится, что я смогла выжить…».
Нас поразило, что женщина очень благодарна лишь за ВОЗМОЖНОСТЬ рассказать о своей нелегкой жизни. Почти после каждого предложения, бабушка останавливалась и говорила: «Поверьте мне, я говорю правду, я не выдумываю». Очень обидно было слышать, что сегодня ее больше всего допекает одиночество…
Оставляя музей, Екатерина Михайловна положила возле памятника «Горькая память детства» хлеб, конфеты, печенье и фрукты как милостыню в память о невинно убитых голодом детях в страшных 1932–1933 годах.