Музей и Минобразования провели семинар для учителей о формах и средствах изучения Голодомора в учебных заведениях

Новости 19 ноября 2018

19 ноября 2018 Национальный музей «Мемориал жертв Голодомора» совместно с Министерством образования и науки Украины провели учебно-практический семинар на тему «Изучение Голодомора-геноцида в учебных заведениях. Формы и средства организации обучения». В нем приняли участие около 100 директоров школ, их заместителей и учителей истории из Киева и других регионов Украины.

Основанием для проведения семинара стало сотрудничество между Национальным музеем «Мемориал жертв Голодомора» и Министерством образования и науки Украины, задекларированная в Меморандуме о сотрудничестве, подписанном министром образования и науки Украины Лилией Гриневич и генеральным директором Национального музея «Мемориал жертв Голодомора» Олесей Стасюк в августе 2018 г.

Вопросы сотрудничества музея и школы в Украине не является новым, поскольку практическое применение новейших методов и форм работы в формате «школа – музей» дает ощутимые результаты в процессе формирования знаний и умений школьников. В музеях Украины успешно появляется такая должность как «музейный педагог», а учителя все чаще видят в музейных работниках коллег, совместно с которыми можно обучать учеников и студентов. Анализ школьных программ по истории Украины дает основания говорить о недостаточном количестве часов, которое выделяется для изучения темы Голодомора-геноцида. Также сами педагоги часто воспринимают тему геноцида украинской нации с позиции рассказа о неприятном и страшном историческом прошлом, забывая, что, в первую очередь, знания истории Голодомора, его причин, последствий, позволит нынешним ученикам, в будущем – тем, кто будет строить демократию в Украине и мире, уметь распознавать проявления геноцида и не допустить его повторения в будущем.

Еще одной причиной для проведения семинара стало то, что музей в первую очередь является научным учреждением, сотрудники которого проводят исследования. Он также аккумулирует вокруг себя ведущих исследователей истории Голодомора, выдает коллективные и авторские работы, является посредником между академической наукой и школой. Сегодня, в условиях постепенного открытия архивов и доступа к секретной информации, стало возможным более детально и глубоко исследовать причины, масштаб и механизм совершения Голодомора-геноцида. И все эти результаты должны быть доступны для педагогов. Ведь даже беглое ознакомление с непростым периодом 30-х годов дает ответы на многие вопросы современности. Давление тоталитарного режима, террор голодом привели к масштабным демографическим потерям. Углубленное изучение Голодомора-геноцида создаст основу понимания современного менталитета украинцев. Позволит осознать, что искоренение украинских традиций и усмирение народа продолжалось десятилетиями.

С приветственным словом перед участниками семинара выступил Павел Хобзей, заместитель Министра образования и науки Украины. Он отметил, что углубленное изучение темы Голодомора-геноцида в школе сегодня является чрезвычайно важным.

Генеральный директор НМ «Мемориал жертв Голодомора» Олеся Стасюк отметила, что Мемориал жертв Голодомора работает для того, чтобы стать бок о бок с учителями в нелегком деле изложения истории Голодомора в школе. Она рассказала о различных направлениях работы музея: от интегрированных экскурсий с мастер-классами для самых маленьких, до интерактивных уроков для старшеклассников, на которых они могут развивать свое логическое мышление, примерять разные роли и делать собственные выводы. Олеся Стасюк отметила, что даже сегодня встречаются директора школ или учителя, которые пытаются избежать темы Голодомора на уроках, считая ее отрицательной, невеселой, непобедительной. На самом деле такое мнение – ошибочное, ведь отрицание темы Голодомора сегодня является частью информационной гибридной войны, которую ведет в Украине Россия, и знания о Голодоморе являются оружием, с помощью которого Украина пишет новую страницу своей победной истории.

Председатель Всеукраинской ассоциации исследователей голодоморов, ведущий научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины, доктор исторических наук Василий Марочко подробно рассказал о демографических потерях украинцев, ведь этот вопрос чаще всего задают экскурсоводам музея все посетители. Он привел много примеров замалчивания и откровенного уничтожения данных, говорящих о колоссальном количестве жертв Голодомора-геноцида. Василий Марочко также представил вниманию присутствующих свою новую работу – «Энциклопедию Голодомора», над которой исследователь работал более 7 лет.

Руководитель Центра международной защиты прав человека, доцент кафедры международного и европейского права факультета правовых наук Национального университета «Киево-Могилянская академия», доктор права Мирослава Антонович рассказала педагогам о документальной и доказательной базе, которую они смогут использовать в учебном процессе, сосредоточивая внимание на том, что согласно Закону Украины и Международной конвенции о преступлении геноцида и его предотвращения, Голодомор 1932-1933 годов в Украине является геноцидом украинской нации. Она подробно остановилась на каждом из признаков, присущим геноциду как преступлению.

Главный хранитель фондов НМ «Мемориал жертв Голодомора», Заслуженный работник культуры Украины Нина Лапчинская представила научно-популярное издание «33 вопроса и ответа о Голодоморе-геноциде», которое к 85-й годовщине Голодомора подготовил Национальный музей «Мемориал жертв Голодомора». Издание разработано на основе тех вопросов, которые чаще всего задают посетители музея. Пособие пригодится как учителям истории, так и рядовым гражданам, которые интересуются историей Украины. К слову, все педагоги, обратившись в музей с официальным письмом по адресу: 01601 г. Киев, ул. Лаврская, 3 или на e-mail: [email protected], смогут получить его бесплатно.

Во второй части научно-практического семинара педагоги Киева, Днепра и Городища поделились с коллегами своим опытом привлечения медиа-образовательных технологий и новейших интерактивных форм и методов обучения как средства формирования основных компетенций учащихся при изучении темы Голодомора на уроках истории и во внеклассной воспитательной работе. В частности, свои наработки представили Юрий Гайдученко, Елена Бурлака и Наталья Власова.

После семинара учителя имели возможность посетить Национальный музей «Мемориал жертв Голодомора», прослушать экскурсию и пообщаться с музейными учеными.