На помощь родной земле: усилия украинцев диаспоры донести миру правду о голоде 1921-1923 гг. в советской Украине

10 октября 2022

В то время как украинские большевики скрывали информацию о массовом искусственном голоде в советской Украине от мировой общественности, пытаясь по указаниям Кремля истребить антибольшевистское повстанческое движение с помощью террора голодом, оппозиционные украинские общественные деятели, оказавшиеся за границей в изгнании, прилагали все усилия, чтобы донести миру правду о гуманитарной катастрофе в Украине.

Кричали об украинской трагедии украинские общественные организации и правительство УНР в изгнании. Так, уже 12 августа 1921 г. председатель Зарубежного бюро Украинского Красного Креста в Вене (Австрия) В. Матюшенко обратился к президенту Международного Комитета Красного Креста в Женеве (Швейцария) Г. Адора с Меморандумом о помощи населению Украины. Через месяц с аналогичной просьбой апеллировал к верховному комиссару Лиги Наций по помощи голодающим России Ф. Нансена полномочный представитель правительства УНР А. Шульгин. Через месяц он задал этот вопрос на Парижской конференции Лиги Наций.

О необходимости распространения в мире информации о преступной политике большевиков, которая повлекла за собой голод в Украине, указывал председатель Директории и главный атаман войск Украинской Народной Республики С. Петлюра, находившийся на Западе во главе экзильного правительства. В письме к премьер-министру УНР от 28 мая 1922 г. он, в частности, писал, что страшное несчастье, выпавшее на Украину, является результатом не недорода, не неурожая, а преступной деятельности оккупационного правительства ее, его бездарности и неспособности прекратить бедствие. Неурожаи могут иметь место везде, в каждом государстве, голод там, где есть соответствующие для этого социальные предпосылки. И очевидно, что моральными виновниками голода на Украине есть та «власть» ее, которая вывезла из нашего края все запасы зерна, бросив безработный люд в объятия голодной смерти. Эту истину мы должны доказать миру целому и заново, на новой почве начать борьбу с оккупационными властями Украины, доказывая влиянием факторов мира, что голод, который сегодня истребляет наш край, завтра будет угрожать Европе и принесет ей те же несчастья, которые терпим мы».

Украинцы за границей внимательно следили за положением дел в Украине и позицией российских большевиков по организации помощи голодающим украинцам на международных форумах. Почва для успешного решения украинского вопроса на II Международном съезде комитетов и комиссий помощи голодающим летом 1922 г., где члены российской делегации А. Эйдук, П. Смидович и М. Крестинский пытались заблокировать информацию о голоде в Украине, подготовила украинская диаспора . Накануне международной конференции Украинский национальный союз в Вене обратился с Меморандумом о помощи голодающему населению Украины, ее представителям по помощи голодающим, в Лигу наций, Международный Красный Крест и национальные Комитеты Красного Креста.

Не стояли в стороне беды в Украине и женщины украинской эмиграции. На Международной конференции обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в Гааге (15 июня-19 июля 1922 г.) делегатка Украинского женского союза в Праге выступила из сообщения о голоде в Украине, поразившей присутствующих. И когда она на следующий день обратилась к Голландскому Красному Кресту с вопросом, из-за чего Украина не получает никакой помощи от европейских Красных Крестов, ей ответили, что о голоде на Украине они ничего не знают, просили указать, какие именно местности нуждаются в этой помощи. Вернувшись из конгресса делегатка получила письмо от Красного Креста из Гааги, в котором сообщалось, что для голодающих Екатеринославской и Херсонской губ. будет организована столовая».

Зарубежные украинцы пытались достучаться в международные организации и правительства демократических стран о помощи братьям и сестрам на Великой Украине и организовывали сбор пожертвований среди членов украинской диаспоры. Рупором благотворительных компаний стали украинские газеты в Европе и Америке.

Ольга МОВЧАН,

ведущий научный сотрудник

Института исследования Голодомора

Национального музея Голодомора-геноцида