Скорбим вместе …

3 мая 2019

Сегодня исполняется 15 лет со дня трагической смерти известного американского исследователя Голодомора Джеймса Мейса.

Узнав о событиях, которые развернулись на территории Украины в 1932–1933 годах, Джеймс Мейс выбрал для себя один путь – путь правды о преступлениях тоталитаризма. В своих трудах исследователь отстаивал искусственный и антиукраинский характер Голодомора. Он опрашивал свидетелей, анализировал архивные, статистические данные для того, чтобы системно и комплексно показать механизм совершения геноцида украинцев.

Джеймс Мейс работал в Институте украинских исследований при Гарвардском университете. Для выполнения одного из масштабных научных проектов искали компетентного исследователя без украинской этнической принадлежности. Им оказался Мейс. В 1981 году его пригласили к созданию фундаментальной книги об истреблении украинцев, которая впоследствии получила название «Жатва скорби: советская коллективизация и Голодомор». В предисловии автор книги Роберт Конквест отметил вклад доктора Джеймса Мейса в исследования и анализ темы. Фактически, Мейс был соавтором книги.

Джеймс Мейс проложил путь к раскрытию долго замалчиваемой исторической правды. В 1982 году во время Международной конференции в Тель-Авиве он впервые квалифицировал искусственный голод в Украине, который «забрал от 5 до 7 тысяч человеческих жизней» как вид геноцида, целью которого было уничтожение украинской нации. Джеймс Мейс писал: «Чтобы централизовать полную власть в руках Сталина, нужно было погубить украинское крестьянство, украинскую интеллигенцию, украинский язык, украинскую историю в понимании народа, уничтожить Украину как таковую. Калькуляция очень простая и крайне примитивная: нет народа, значит нет отдельной страны, а в результате – нет проблем ».

В 1983 году Джеймс Мейс защитил докторскую диссертацию на тему «Коммунизм и дилеммы национального освобождения: национальный коммунизм в советской Украине. 1918–1933».

В 1984–1985 годах он организовал исследовательскую программу «Устная история украинского голода 1932–1933 годов».

В течение 1986–90 годов Мейс возглавлял Комиссию Конгресса США по изучению голода в Украине. Отчет Комиссии, написанный преимущественно им самим, имел итог: «Иосиф Сталин и его окружение совершили геноцид против украинцев в 1932–1933 годах». Неуступчивый в своих научных убеждениях, но толерантный в дискуссиях, Джеймс Мейс во всех своих выступлениях всегда вел одну линию. Так началось международное признание исторической правды, а трехтомное издание свидетельств украинских эмигрантов, которые пережили Голодомор, воссоздало детали преступления сталинского режима против украинского народа.

Лично Джеймс Мейс познакомился с Украиной в 1990 году. А через три года остался жить здесь навсегда. Пристально вглядываясь в течении общественно-политических процессов в Украине, задумываясь о будущем новорожденной страны, Мейс постепенно осознавал, что без изучения истории украинцы не смогут преодолеть травмы прошлого.

Преподавая политологию в Киево-Могилянской академии, он воспитывал новое поколение украинской молодежи, на которое возлагал большие надежды. На страницах газеты «День» он доказывал, что в преступлении сталинского режима украинские историки преувеличивают роль экономического фактора и недооценивают главный – национальный. Он с возмущением относился к тем историкам и политикам, которые отказывались признать, во-первых, чудовищное количество жертв коммунистического эксперимента, а, во-вторых, ответственных за преступление.

Как признанный в мире ведущий эксперт темы Голодомора, Мейс был главным представителем Украины на международной арене. В 2003 году, тяжело больной, он выступал в штаб-квартире ООН, на международных конференциях в Нью-Йорке, в Сорбонне, на симпозиуме в г. Виченца.

В 2003 году мечты Джеймса Мейса начали осуществляться, ведь в Украине на государственном уровне было начато признание Голодомора геноцидом украинского народа. Однако через год тяжелая болезнь унесла жизнь американца с украинской душой …

Скорбим вместе …