Свертывание украинизации на Кубани
«Свідомі» в сотрудничестве с Музеем Голодомора рассказывают, как Советский Союз сломал сопротивление украинцев на Кубани и русифицировал их.
С 1927 на Кубани, где украинцы составляли 66% от общей численности (Общесоюзная перепись населения 1926), процессы украинизации углубляются. Если раньше украинскими были преимущественно школы, то теперь украинизируются советский и партийный аппарат, газеты, издательства, техникумы и высшие учебные заведения.
Так, в 1932 году Северокавказский пединститут (Краснодар, РФ) был переименован в Северокавказский украинский пединститут имени Скрипника. К концу 1932 на Северном Кавказе полностью или частично украинизировали 1868 школ, 12 педагогических техникумов и кратковременные педагогические курсы; действовала сеть массовых политпросветных учреждений. Массовый выпуск украинской литературы начинается в 1931 году, когда в издательствах Северного Кавказа вышло 149 украинских книг и брошюр.
Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 14 декабря 1932 «О хлебозаготовках в Украине, на Северном Кавказе и в Западной области» окончательно перечеркнуло все достижения украинизации и затормозило любые проявления национально-культурного развития украинцев Кубани.
В постановлении приказывали немедленно перевести на Северном Кавказе делопроизводство советских и кооперативных органов «украинизированных» районов, а также все издаваемые на украинском газеты и журналы на русский язык «как более понятный для кубанцев», а с осени начать преподавание в школах на русском.
Продолжением деукраинизации Кубани стало постановление Северо-Кавказского краевого исполнительного комитета от 29 декабря 1932 года. Кроме вышеуказанных ограничений, предлагали с 1 января 1933 прекратить радиовещание на украинском.
Один из вновь прибывших преподавателей украинского педагогического техникума в станице Уманской писал, что 20 февраля 1933 его вызвали спецслужбы и приказали собрать все украинские учебники и сдать им, и что техникум переходит на русский язык преподавания. На другой день он получил российские книги.
О последствиях деукраинизации свидетельствует, в частности, отчет, направленный в Народный комиссариат образования РСФСР 22 апреля 1933 года. В нем отмечалось, что к весне 1933 г. во всех школах на Северном Кавказе прекратить преподавание на украинском и украинского языка как специального предмета, вместо него вести русский. К 1 марта 1933 12 украинских педагогических техникумов перевели на русский язык обучения. Во время перевода провели чистки педагогического состава, в результате которых полностью обновили его в станицах Уманской и Полтавской.
Процессы сворачивания украинизации и насильственная русификация украинцев Кубани были связаны с проведением коллективизации и созданием массового искусственного голода, ставших частью Голодомора-геноцида. На Кубани проведение коллективизации осложнялось наличием сплоченного казацкого населения, готового сопротивляться с оружием. Для того, чтобы сломить сопротивление, в июле 1932 г. режим прибегает к значительному увеличению норм хлебозаготовок, что привело к голоду в этих районах.
Уничтожая результаты украинизации, советы стирали историческую память украинцев Кубани. Такая политика помогла режиму сломить сопротивление населения. Таким образом, деукраинизация и насильственная русификация украинцев стали одним из главных компонентов Голодомора-геноцида украинцев Кубани в 1932–1933 годах.
По материалам статьи доктора исторических наук Дмитрия Белого «Русификация украинского населения Кубани в 1932-1933 годах как составляющая геноцида украинцев».
Материал подготовлен в рамках совместного проекта Музея Голодомора и онлайн-медиа «Свідомі»