Вдова исследователя Джеймса Мэйса передала Музею Голодомора материалы своего мужа

23 февраля 2022

Наталья Дзюбенко-Мэйс, вдова известного украино-американского историка Джеймса Мэйса, сегодня, 23 февраля, передала Национальному музею Голодомора-геноцида личные вещи своего мужа. Это документы, книги, фотопортреты, периодические издания, материалы конференций, в которых участвовал историк, и статьи с его правками и примечаниями.

Наталья Дзюбенко-Мэйс во время передачи архива своего мужа.

«Вот этот раскладной ножик принадлежал или отцу, или даже деду Джима – он его привез из Америки, – рассказывает Наталья об особых ценных вещах. – А вот – приглашения на исторические парламентские слушания по чествованию жертв Голодомора 1932-1933 гг., которые состоялись 12 февраля 2003 года. На эти слушания Джеймс Мэйс приехал практически из больницы, как только после операции, весь обмотан бинтами. Там с трибуны парламента, он озвучил идею «свечи в окне». Тогда впервые в этих стенах прозвучало слово «геноцид» как преступление коммунистического режима. Помню бурные овации после его выступления. И крики возмущения коммунистов «Янки гоу хом!» и разъяренное лицо Симоненко…».

Нож, который принадлежал возможно даже деду Мэйса.

Также среди переданных Музею раритетов – один из последних фотопортретов Джеймса Мэйса и графический рисунок художника Валерия Франчука «Свеча в окне» (2017) с дарственной подписью от автора. А еще – книга Михаила Грушевского «На пороге новой Украины: Статьи и источники», которую Мэйс часто читал, делал там своей рукой пометки.

Особое любопытство вызывает статья историка «Этнополитические проблемы посткоммунистического периода», написанная им еще в 1990-е годы. Тогда, почти за два десятилетия до войны с Россией, Джеймс Мэйс предостерег украинцев: «Русская проблема в Украине – это проблема северного соседа, проблема отношений с Россией как государством, от которого постоянно раздаются территориальные, политические и другие претензии. (…) Россия не хочет возвращения этнических россиян на свою территорию. (…) Россиянам в Украине отводится роль пятой колонны, на которую можно опереться для уничтожения государственности Украины».

Статья, в которой исследователь предостерег, с какими проблемами может столкнуться Украина.

В этой же статье он подчеркивал, на что власти следует обратить внимание на Донбассе: «Повышение жизненного уровня в государстве неизбежно приведет к ослаблению сепаратистского настроения среди русскоговорящего населения Донбасса, Луганщины и уничтожит почву для пропаганды имперской идеи среди российского меньшинства».

А вот что он пишет о Крыме: «Крымская проблема в Украине имеет устойчивую тенденцию к усложнению и обострению. Крайне важно в данной ситуации не расширение давления материковой Украины на Крым, не размахивание президентской булавой или парламентские угрозы, а постоянное разъяснение самим крымчанам экономических, экологических и социальных проблем полуострова, которые из-за отрыва Крыма от Украины могут привести к настоящей катастрофе и массовой миграции с полуострова. Есть только один цивилизованный путь решения крымской проблемы – отвоевание информационного поля. Есть только одна война, которую можно и нужно провести в Крыму – война за «сердца и умы» его жителей».

К сожалению, здравых мыслей историка и политолога Джеймса Мэ

йса тогда так и не было услышано.

Одна из статей Джеймса Мэйса на английском языке.

Наталья Дзюбенко-Мэйс отметила, что и ее муж и она долго и тщательно собирали этот архив. «Однако неправильно его держать дома, с наследием Джеймса Мэйса следует знакомиться исследователям и музейщикам, следует изучать, оно должно быть представлено в будущей музейной экспозиции, – отметила Наталья. – Поэтому я решила, что эти вещи должны храниться в вашем музее».

Заместитель генерального директора Музея Голодомора Юлия Коцур поблагодарила Наталью Дзюбенко-Мэйс за переданные экспонаты, которые в будущем станут частью экспозиции, посвященной американскому исследователю.

Напомним, сейчас идет строительство второй очереди Музея Голодомора, где будет шире освещен геноцид украинцев в XX веке.