Историки дали пресс-конференцию касательно ситуации вокруг подсчета масштабов жертв Голодомора

10 января 2018

Проблема установления точного количества жертв массовых убийств в мире является достаточно распространенной. Особенно в отношении преступлений, которые долгое время скрывались и отрицались. В Украине до сих пор нет единой позиции по количеству человеческих потерь от Голодомора 1932-1933 годов. Большинство украинских исследователей геноцида украинцев склоняются к данным как минимум 7 миллионов жертв в пределах административной территории УССР. Президент Украины, призывая осенью 2017 года в стенах ООН мировую общественность признать Голодомор актом геноцида украинцев, определил потери Украины от 7 до 10 млн человек. Зато, Институт демографии и социальных исследований имени М. Птухи НАН Украины, а также некоторые историки в Украине и за рубежом настаивают на цифре количества жертв Голодомора в 3,9 млн человек и называют ее окончательной. Такие заявления вызывают удивление, ведь с 2009 года, когда Институт демографии провел экспертизу для уголовного дела по факту совершения преступления геноцида — Голодомора 1932 — 1933 годов и определил эту цифру потерь, наука не стояла на месте.

 

Не преодолела разногласий во взглядах на масштабы жертв геноцида и посвященная этой теме Международная научно-практическая конференция, состоявшаяся накануне Дня памяти жертв Голодомора 18 ноября 2017. Группа украинских ученых, которые глубоко исследуют отечественные архивы, и ВОО «Мемориал» имени Василия Стуса решили дать пресс-конференцию с целью информирования общественности о ситуации вокруг подсчета масштабов жертв Голодомора и о попытках демографов и отдельных историков законсервировать в научной среде и сознании граждан гипотетическую оценку жертв Голодомора в количестве 3, 9 млн человек.

Пресс-конференция состоялась 9 января 2018 в Укринформе с участием Олеси Стасюк, генерального директора Национального музея «Мемориал жертв Голодомора», Богдана Моркляника, первого заместителя председателя ВОО «Мемориал» имени Василия Стуса, Юрия Баланюка, заместителя председателя ВОО «Мемориал» имени Василия Стуса, доктора исторических наук, председателя Ассоциации исследователей голодоморов в Украине Василия Марочка (Институт истории АН Украины), доктора исторических наук, профессора Владимира Сергийчука (Киевский национальный университет имени Тараса Шевченка, члена правления ВОО «Мемориал» имени Василия Стуса, доктора юридических наук, профессора Владимира Василенко (Национальный университет «Киево-Могилянская академия»). Также в пресс-конференции принял участие президент Фонда Украинского Голодомора-геноцида Николай Кочерга (Чикаго, США).

 

Участники пресс-конференции обратили внимание на выборочное использование демографами документальных источников, не учитывая всех исторических обстоятельств геноцида украинцев в 1932-1933 годах. Профессор Владимир Сергийчук отметил, что по неизвестным причинам демографы не используют в расчетах архивные документы по численности населения УССР по состоянию на 1 января 1932 и привел другие архивные документы, указывающие на фальсификацию официальной советской статистики. Кроме того, ученый назвал, по крайней мере, 13 еще неисследованных проблем, не учтенных в определении демографических потерь, в частности, украинцев, бежавших от голода и расстрелянных советской властью в границах УССР. Он указал, что об этих вещах отмечал еще в 2016 году во время Международной научно-практической конференции «Голодомор 1932-1933 годов: потери украинской нации», но эта информация была проигнорирована демографами.

 

Об игнорировании сотрудниками Института демографии и социальных исследований имени М. Птухи НАН Украины не только неоспоримых документов, хранящихся в отечественных архивах, и уже введеных в научный оборот, но и наработок своих предшественников А. Хоменко, М. Птухи, других ученых-демографов, которые еще в 1920-е годы и перед самым Голодомором разрабатывали прогнозы демографической ситуации в Украине и за это поплатились не только свободой, но и жизнью, сообщил автор многих книг о Голодоморе, репрессированных Мещанским судом Москвы, а также новой массштабной работы — Энциклопедии Голодомора — Василий Марочко.

 

Олеся Стасюк привела ряд документов, которые свидетельствуют не только о полной осознанности организаторов Голодомора о преступности своих действий, но и о шагах для сокрытия преступления человекоубийства и искажения статистики. Среди них — сообщение председателя ГПУ УССР Всеволода Балицкого от 22 марта 1933 года о выдаче им приказа начальникам облотделов ГПУ информировать о смертности от голода только первых секретарей обкомов и только УСНО. Кроме того, Олеся Стасюк на конкретных примерах раскрыла фальсификации советской статистики в сторону умаления смертности и поэтому невозможность ее использования для установления реального количества жертв. Об этом свидетельствуют факты, приведенные, с одной стороны, в личном письме начальника Харьковского облотдела ГПУ Канцельсона к Балицкому от 05.06.1933 года, а с другой — в мартирологе Национальной книги памяти жертв Голодомора Полтавской области по Новосанжарскому району. Канцельсон сообщал о 3000 человек, которые умерли в районе вследствие голода за 3 месяца 1933 года, причем смертность, по его словам, растет и несет такие размеры, что ряд сельсоветов остановили регистрацию. А в мартирологе Национальной книги памяти жертв Голодомора Полтавской области составители указали, что по Новосанжарскому району обнаружено 2169 умерших, поименно — 1913 человек. И это данные за 2 года — 1932-1933. Скрыть информацию о реальных масштабах преступления было нетрудно, ведь в 1934 органы учета народонаселения были подчинены ГПУ, а книги регистрации смертей 1932-1933 года изъяты из сельсоветов и переданы в особых отделов райисполкомов.

 

Так имеем ли мы право говорить об окончательной цифре жертв Голодомора 3,9 мил, основанной на сфальсифицированной статистике? — задает вопрос А. Стасюк.

Доктор юридических наук Владимир Василенко отметил необходимость обновления уголовного расследования преступления геноцида в 1932-1933 годах на территории Украины, на этот раз касательно его исполнителей, с последующим принятием нового постановления суда. Также он в очередной раз обратил внимание на то, что хотя для установления факта геноцида важно не количество убитых, а намерение и факт совершения этого преступления, это не отменяет необходимости установки и количества его жертв. Вопрос определения количества человеческих потерь Украины от Голодомора, отметил профессор Василенко, является, во-первых, нашим моральным долгом перед невинными жертвами. Во-вторых, это вопрос достоинства, самоуважения украинской нации, государства Украины. Сложилась ситуация, когда архивные документы указывают на страшные масштабы геноцида украинцев, а по мнению отдельных исследователей, Украина не может об этом говорить, чтобы не превышать данные жертв других известных геноцидов. Количественные характеристики потерь в 3,9 млн человек тиражируются СМИ, лоббируются на Западе. Возникает ассоциация с советским умолчанием Голодомора, теперь в формате умаление масштаба потерь, после чего можно ожидать и умаление значения преступления.

 

Национальный музей «Мемориал жертв Голодомора» в сотрудничестве с рядом государственных научных учреждений при поддержке Фонда Голодомора-геноцида (Чикаго, США) провели две научные конференции, посвященные поиску путей решения проблемы количества потерь от Голодомора, — подчеркнул Николай Кочерга. Определение научно обоснованной цифры возможно при условии сотрудничества историков, демографов, юристов, мед-экспертов, гражданского общества. Сотрудничество, которое должно базироваться на взаимоуважении, прозрачности и осознании значения для Украины, даст результаты и единство в этом вопросе. Николай Кочерга высказался за создание государственной межведомственной рабочей группы для изучения архивных документов и научного обоснования масштабов Голодомора.