Зиновий Масло: «Нас мало, мы немощные, старые, но не можем молчать, когда искажается правда о Голодоморе»
В адрес Национального музея «Мемориал жертв Голодомора» поступил очень важное письмо от Зиновия Ивановича Масло. Он родился 8 июня 1922 в селе Пивни Фастовского района Киевской области, где подростком и пережил Голодомор. К счастью, он выжил. Но потерял членов семьи, друзей, соседей. На всю жизнь Зиновий Масло сохранил память и боль о близких и знакомых. Своими воспоминаниями он неоднократно делился с нами во время экспедиционных выездов и с посетителями музея. Его история и свидетельство о геноциде украинцев были включены в музейную выставку «Сторожа Правды».
Уважаемые работники Национального музея жертв Голодомора!
Хочу поблагодарить ваш коллектив за большую работу по сохранению памяти о великой трагедии Украины в 1932-33 гг. И усилиях по восстановлению исторической правды.
После участия в международной конференции, посвященной Голодомору 1932-33 гг., Которая проходила в Киеве в ноябре 2017, я убедился, что настоящего времени совершаются дебаты о масштабах, целях, последствия этого ужасного события.
Конечно ни один исследователь не сможет полностью исследовать это событие. Всегда будет возникать какая-то его собственная оценка. Всю ужасную правду знают только те, кто жил тогда, и их нет. Уничтожено много документов, которые могли бы быть доказательствами масштаба этого преступления государства против людей.
Да, именно оно изрекло на вымирание голодной смертью украинцев.
Поскольку страна была аграрной, то основная масса населения жило же на селе. Именно село пострадало больше всего. Я жил в селе Пивни Фастовского района Киевской области. Мне было уже 11 лет и я как подросток Голодомор уже мог несколько анализировать. Я видел беспомощность родителей перед властью, когда забирались продукты; мне было жутко, когда отец сказал о том, что за один день в селе умерло 14 человек. Страшно ребенку услышать об одном мертвеца, а здесь такое количество. Я помню тот холод на спине, когда мы с отцом шли в лес через кладбище мимо ямы, из которой торчали конечности людей. Сколько было той беды … И не в одном же моем селе.
Уже написаны пожалуй сотни книг и статей. Видел и читал, что к этой проблеме неравнодушные и иностранные исследователи, особенно молодежь, те, что родились далеко в послевоенное время, что и они неравнодушны к Голодомору. Пусть исследуют. И только беспокоит меня то, что не видя того ужаса, они могут воспринимать его как простое историческое событие, а не как особое преступление против целого народа.
Неужели потеря нескольких миллионов украинцев не геноцид? Ведь они не продолжили свой род, им не дала этого сделать власть.
Настораживает меня и то, что на словах, значительная часть людей признает Голодомор, но на деле не прилагает усилия к тому, чтобы не прокрались в сознание молодежи легкомысленные выводы, которые ни к чему не обязывают граждан, и не предостерегают от подобной угрозы.
Мне Господь даровал долгую жизнь. Выжил в Голодомор, выдержал остарбайтерское насилие, колымские издевательства, предвзятое отношение к себе как ненадежного элемента. Я никаких преступлений перед государством не оказывал. Всю жизнь искал ответ: за что такие испытания? Пожалуй, что был свидетелем преступлений государства против людей в те годы.
Голодомор забрал у меня детство, деда, бабу, дядю. Это не была какая-то голодовка, когда не хватает пищи. Это была пытка голодом и насильственная смерть моих односельчан. Я только на одной улице насчитал более 150-ти умерших в 1932-1933 гг. Разве это не геноцид?
Все люди, которые ищут правды об этой трагедии, должны это осознать. Живые свидетели — особые фигуры на суде истории. Нас мало, мы немощные, старые, но не можем молчать, когда искажается правда о Голодоморе.
Свидетель Голодомора Масло З.И.
с. Кожанка, Фастовский р-н, Киевская обл.
08.06.2018 г..
Справка: В Мартиролог Книги памяти жертв Голодомора «Киевская область» по с. Кожанка включено 323 человека, по с. Пивни нет ни одного имени, ведь мартирологи составлялись на основании книг регистрации смертей, часть которых не сохранились. Также не все смерти регистрировались. Свидетели Голодомора отмечают, что в с. Кожанка голодом убито более 900 человек.
З.И. Масло вместе со своими сверстниками составил и передал в музей список 157 жертв Голодомора с. Пивни. Эти имена вошли в Народную Книгу памяти, которую ведет Национальный музей «Мемориал жертв Голодомора».
Уважаемые посетители! Если Вы не находите известного Вам человека, убитого голодом, присылайте это имя в музей. Анкету, которую необходимо заполнить, Вы найдете здесь. Вновь открывшиеся имена включаются в мартиролог Народной Книги памяти.